ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

поведение, устойчиво проявляемое в нарушениях социальных норм. Отклонения в поведении несовершеннолетних рассматриваются в разл. аспектах. С юрид. точки зрения обычно выделяют отклонения противоправные, связанные с нарушением уголовного законодательства в возрасте, обязывающем несовершеннолетних нести ответственность, и не имеющие противоправного содержания, но игнорирующие этич. нормы. В противоправном поведении наиб. часто встречаются отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, драки, побои, тяжкие преступления — изнасилования, убийства) и др., а также отклонения корыстной направленности, связанные со стремлением к криминальному обогащению (кражи, хищения и т. п.).

К О. п., не имеющему противоправного содержания, относят побеги детей и подростков из дома, дет. воспитат. учреждения; бродяжничество как следствие детской безнадзорности; злоупотребления алкоголем, наркотиками и др. ток-сич. средствами; аутоагрессивное поведение (т.е. покушение на собств. организм, вплоть до крайних проявлений — самоубийства); отклонения социально-пассивного типа (стремление к уходу от активной жизни, отстранению от обязанностей и долга, работы, учёбы и т. п.).

Несовершеннолетние, совершившие преступления, часто характеризуются антисоциальной направленностью. Среди совершивших случайные правонарушения выделяются подростки, не имеющие антиобществ. направленности личности и отличающиеся неустойчивой личной ориентацией. Такой подход позволяет определить злостных правонарушителей, создающих вокруг себя криминогенную обстановку и требующих исправит, мер перевоспитания в закрытых пенитенциарных учреждениях, а также подростков, ставших жертвами обстоятельств и нуждающихся в реабили-тац. системе воспитания.

О. п. оценивается и по дисциплинарным мерам (наказуемое, неодобряемое, порицаемое и т. п. поведение), во многом определяемым субъективными факторами и типом пед. системы в конкретном воспитат. учреждении (авторитарный, демократический), личными взглядами и склонностями педагогов.

Оценить отступления от требований норм морали ещё сложнее. Несовершеннолетние, совершившие безнравственные (по мнению взрослых) поступки, не могут быть зачастую признаны аморальными типами в силу психол. особенностей своего возраста. К детям и подросткам нельзя подходить с такими же нравств. критериями, как к взрослым. Обычно и трудные, и неблагополучные подростки одинаково положительно оценивают смелость, щедрость, героизм, презирают трусость, жадность, предательство и т. п. Вместе с тем эти нормы могут носить групповой характер и распространяться лишь на ближайшее окружение.

О. п. выражается не только во внеш. поведенч. стороне, но и в изменениях ценностных ориентации и представлений, т.е. в деформации системы внутр. регуляции поведения личности. Т. о., при характеристике О. п. целесообразно выделять т. н. докриминогенный уровень, когда отклонения проявляются в формах, не представляющих большой обществ. опасности (мелкие проступки, нарушения правил общежития и поведения и т. п.), и криминогенный уровень, когда индивид становится субъектом преступлений, представляющих серьёзную обществ. опасность.

Профилактика антисоциального поведения на ранних стадиях развития должна строиться прежде всего с учётом психол. особенностей, мотивации интересов несовершеннолетнего. Как правило, в основе О. п. лежит конфликтная ситуация, побуждающая подростка к неадекватной реакции и антисоциальному поведению, сопротивлению требованиям воспитателей. Истинные мотивы конфликтного переживания обычно недоступны подростку, но они должны стать понятными педагогу, умеющему анализировать поведение личности воспитанника по косвенным признакам. О. п. чаще всего проявляется у трудновоспитуемых и педагогически запущенных детей и подростков, поэтому меры предупреждения О. п. во многом совпадают с профилактикой трудновоспитуемости и запущенности педагогической.

Осн. усилия воспитат.-профилактич. деятельности должны быть направлены на ликвидацию неблагоприятных условий воспитания несовершеннолетних и негативные влияния со стороны ближайшего окружения.

Сложность выявления этих отрицат. влияний объясняется тем, что они выступают не изолированно, а представляют собой взаимодействие разл. факторов. Выделяются осн. факторы антисоциального поведения: индивидный — действующий на уровне психобиол. предпосылок О. п., затрудняющих социальную адаптацию индивида; психол.-педагогический — проявляющийся в дефектах шк. и семейного воспитания; социально-психологический — раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетних со своим ближайшим окружением (семья, улица, ученич. коллектив и др.); личностный — проявляющийся в активно-избират. отношении несовершеннолетнего к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к пед. воздействиям, а также в ценностных ориентациях и способности к саморегуляции, социальный — определяющийся социокультурными и социально-экон. условиями существования общества.

При исследовании природы О. п. особое место занимает проблема соотношения в нем биологического и социального. Критикуя попытки биологизировать природу социальных отклонений, нельзя не учитывать, что определенные неблагоприятные свойства психики могут выступать психобиол. предпосылками О. п.

Однако психобиол. предпосылки не являются фатальными, а лишь указывают на необходимость принятия спец. медико-пед. мер социальной реабилитации лиц с отклонениями в психич. и социальном развитии. В качестве психобиол. предпосылок выделяются нервно-психич. патологии и заболевания, акцентуации характера (чрезмерная выраженность к -л индивидуальных особенностей, черт личности), отставание в умственном развитии (как врождённое, так и приобретённое вследствие травм и заболеваний). Эти предпосылки свидетельствуют о необходимости своевременной диагностики патологии психич. развития и выявления дефектов с целью оказания детям необходимой спец. медико-психол.-пед. помощи. При изучении проблем О. п. используются системный подход, выявляющий картину взаимосвязи неблагоприятных факторов; сравнит, анализ, сопоставляющий условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза; синтезирование знаний криминологии, психологии, педагогики, социологии и медицины.

Лит. Дубинин Н. П., Кар не ц И. И, Кудрявцев В Н., Генетика, поведение, ответственность, М., 1982, Л и ч-к о А. Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л.; Социальные отклонения, М., 1984; Алмазов Б. Н., Психич. средовая дезадаптация несовершеннолетних, Свердловск, 1986; А и т о и я и Ю. М., Бородин С В., Преступность и психич. аномалии, М., 1987, Буянов М. И., Ребенок из неблагополучной семьи, М, 1988; И г. о-шев К. Е, Миньковский Г. М., Семья, дети, школа, М, 1989; Беличева С. А., Основы превентивной психологии, М., 1993; Диагностика шк дезадаптации, под ред С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной, М, 1993. С. А. Беличева

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ" в других словарях:

  • ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ — см. ПОВЕДЕНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды О. п. преступность и уголовно ненаказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ —         девиантное поведение, поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила. К О. п. обычно относят правонарушения, преступность, алкоголизм, наркоманию, самоубийство и пр.         В бурж. социологии нет единого подхода к… …   Философская энциклопедия

  • Отклоняющееся поведение — (англ. deflecting conduct) в криминологии поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам …   Энциклопедия права

  • Отклоняющееся поведение — это эпизодически возникающие нарушения принятых культурных, нравственных или юридических норм и правил поведения, принятых в обществе. Иногда ассоциируется с понятиями правонарушения или делинкветного поведения, хотя последние понятия фиксируют… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Отклоняющееся поведение —     поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм. О.п. рассматривается в нескольких аспектах. С юридической точки зрения О.п. означает противоправное поведение (см. Девиантное поведение, Правонарушения, Преступность… …   Педагогический терминологический словарь

  • отклоняющееся поведение — поведение, противоречащее общепринятым правовым или нравственным нормам. Основные виды о. п. – преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ — социальные действия индивидов и групп, не вписывающиеся в рамки нормативно ценностных стереотипов цивилизованного общежития. Существуют три основные разновидности О.п. – девиантное, делинквентное и криминальное. Девиантное поведение проявляется… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Отклоняющееся поведение — собирательный термин, охватывающий три формы: девиантное, делинквентное и криминальное поведение …   Социология: словарь

  • Отклоняющееся поведение — (англ. deflecting conduct) в криминологии поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам …   Большой юридический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»