- ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
система приемов обучения, направленная на развитие у учащихся нач. классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи О.ч. предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным первоначальных знаний о природе и обществе.
О.ч. возникло в рус. школе в 50—60-х гг. 19 в как реакция на господствовавшее до этого времени механич. чтение и способствовало осмысленному восприятию прочитанного текста. В 50-е гг. 19 в О ч рассматривалось нек-рыми педагогами лишь как средство практич.обучения языку и подготовки учащихся к пониманию грамматики (Ф И Буслаев)/ В 60-х гг. перед О ч, наряду с обучением школьников языку, была поставлена задача обучения их сознательному чтению, а также сообщения путем чтения реальных знаний (К Д Ушинский, H Ф Бунакови др).
Определение задач и практич.решение вопросов методики О.ч. в отеч. пед.литре принадлежит Ушинскому Он первым включил в свои хрестоматии «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) статьи естеств. -ист. содержания и произведения классич.рус. лит-ры, разработал методику чтения науч. -популярных и худож. текстов. Ушинский указывал, что при чтении науч. -популярных текстов надо больше внимания уделять логич.разбору («логическое чтение»), развивать логич.мышление детей. Цель чтения худож. текстов — обучение выразит чтению, усвоение норм языка и воспитание чувств детей («эстетическое» чтение). Ушинский предостерегал учителей от излишеств в объяснениях текста, считал, что подготовку к чтению и связь нового текста с предыдущим следует осуществлять в предварит. беседе. Вопросы к прочитанному должны быть немногочисленными и носить развивающий характер. В хрестоматии Ушинский включал статьи, предполагавшие предшествующее и сопутствующее рассмотрение предметов (как правило, эти статьи располагались перед худож. текстами). В последующие годы рус. методисты развивали методику О.ч., в частности, положения Ушинского о значении худож. текстов в обучении и воспитании (Н Ф Бунаков, В И Водовозов), развитии логич.мышления (Д И Тихомиров), о наглядности обучения (В II Вахтеров) и т. д.
В 80—90-х гг. О.ч. в нар. школе превратилось в словотолковательное чтение, уводившее учащихся от содержания текста и тем самым затруднявшее целостное восприятие произведения. В нач. 20 в педагоги и методисты (Вахтеров, В II Шереметевский и др) отстаивали за нар. школой право давать учащимся реальные знания и обучать осознанному чтению.
В совр. школе отд. приемы О.ч. используются при работе с худож. и чаще науч. -популярными текстами в нач. классах. Важнейшими принципами являются опора на личный опыт детей и расширение его в процессе чтения, использование наблюдений детей за природой и жизнью общества, сознательность и активность восприятия учащимися читаемого, наглядность обучения. Как часть предмета «Родной язык и литература» оно имеет свои специфич. задачи обучение навыкам чтения, приемам анализа текста, способам самостоят. добывания знаний из книги, развитие речи (преим устной) учащихся, их творческого воображения и др.
О.ч. используется уже в период обучения грамоте по букварю, затем — по «книгам для чтения» с привлечением доп лит-ры. Понимание текста произведения достигается также путем анализа его содержания, композиции и языка Для усиления эмоционального впечатления на ученика худож. произведение вначале прочитывается без комментариев, затем задаются вопросы, выясняющие понимание прочитанного. В предварит. беседе (если она необходима) выясняется значение слов, необходимых для восприятия содержания, актуализируются наблюдения детей, их личный опыт, даются нек-рые пояснения об обстановке, месте действия и т. д. При повторном чтении про себя или вслух всего произведения или отдельных егО.ч.астей (т. н. выборочное чтение) углубляются восприятие и понимание прочитанного, учащиеся обучаются выразительному чтению и пересказу текста (сплошному, сжатому, выборочному, творческому), составлению плана прочитанного.
О. ч. науч.-популярных произведений используется для расширения кругозора учащихся. Вопросы учителя способствуют формированию у учащихся представлений и понятий, приводя их к выводам и обобщениям. Как правило, при чтении науч.-популярных текстов (особенно природоведч. характера) широко применяются разл. средства наглядности, чтение текстов обществ.-ист. характера сочетается с рассказом учителя и демонстрацией пособий. В методике О. ч. важное место отводится самостоят. чтению учащихся и работе над текстом на уроке. Чтение текстов связывается с наблюдениями учащихся, полученными на уроках природоведения, истории и др.
Лит.: Методика объяснит, и лит. чтения, Л. 1978. М. И. Оморокова.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.