НЕОГУМАНИЗМ

НЕОГУМАНИЗМ

пед. течение, зародившееся в Германии в сер. 18 в. и выдвинувшее в качестве воспитат. идеала антич. образ совершенного человека (см. в ст. Античность). Термин «Н». введён нем. историком педагогики Ф. Паульсеном в 80-х гг. 19 в. Первые представители этого течения — И. М. Геснер (1691—1761), И. А. Эрнести (1707—81), К. Г. Хейне (1729—1812) и др., отводя в гимназич. преподавании осн. место изучению древних языков, стремились к тому, чтобы учащиеся усваивали в совершенстве не только языки, но и образ мыслей человека антич. культуры. Неогуманисты расширяли содержание традиц. ср. образования. В уч. планы неогуманистич. гимназий включалась (наряду с древними языками) математика; Значит. место уделялось родному языку. Изменились цели изучения древних языков: осн. внимание отводилось чтению текстов антич. авторов, грамматика стала рассматриваться как средство, способствующее лучшему пониманию текстов. Овладение культурным наследием Др. Греции и Др. Рима должно было, по мнению неогуманистов, способствовать развитию у гимназистов самостоят. мышления, формированию их мировоззрения и эстетич. вкусов.

Осн. задачу гимназии неогуманисты видели в подготовке учащихся к продолжению образования в ун-тах. Под влиянием неогуманистов классич. образование стало осн. видом ср. образования.

Представители позднего этапа Н. — В. Гумбольдт, Ф. А. Вольф сосредоточили внимание на проблеме раскрытия способностей человека, предприняв попытку возрождения идеи всестороннего развития личности. Они выступили за реформу уч. планов гимназий за счёт расширения курсов истории и естествознания, чем способствовали перестройке содержания образования в ср. школах на основе совр. науч. данных. Неогуманисты поставили проблему преемственности ср. и высш. образования. Гумбольдт был инициатором реформы Берлинского ун-та, к-рый стал образцом высш. уч. заведения, осуществившего единство преподавательской и Н.-и. работы. Благодаря неогуманистич. реформе в Пруссии в нар. школах закрепилась система обучения И. Г. Песталоцци. Это способствовало повышению качества обучения в нач. школе. Неогуманисты были сторонниками фундаментальной (университетской) подготовки учителей ср. школы гл. обр. за счёт расширения общекультурных курсов. С кон. 80-х гг. нек-рые идеи Н. спонтанно возрождаются в концепциях гуманитаризации образования.

Лит.: Dokumente des Neohumanismus, В., 1931; Ballauff Th., Schaller K., Padagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 2, Freiburg-Munch., 1970.

А. И. Пискунов.

В России восприятие Н. началось в связи с лит. рецепцией в 80—90-х гг. 18 в. нем. предромантизма. Интерес к духовной жизни Германии эпохи просвещённого абсолютизма преобладал в кружке Н. И. Новикова, к к-рому в 1784—89 принадлежал H. M. Карамзин. Для Карамзина идеи Н. связаны с И. В. Гёте и в особенности с И. Г. Гердером, с к-рым Карамзин, интересуясь его историко-филос. и эстетич. взглядами, встречался во время своего заграничного путешествия. В «Письмах рус. путешественника» (1791—92) Карамзин представил образец поэзии Гёте 1780-х гг., проникнутой эллинистич. духом. При этом он отмечал, что Гердер, Гёте и «подобные им, присвоившие себе дух древних греков», способствовали обогащению нем. языка, формированию этич. и эстетич. принципов, оказавших влияние на лит-ру и др. сферы культуры. Эти идеи в России были особенно актуальны в перспективе создания единого лит. языка, отвечающего потребностям образованной части общества и организованного по типу новых зап.-европ. языков. Обращение рус. авторов к классич. лит-ре в этот период имело определённый гражд. и нравств.-этич. смысл: антич. героизм представал как символич. воплощение идеалов Франц. революции кон. 18 в.

В контексте развернувшейся в 10-х гг. 19 в. полемики о путях языкового и культурного развития рус. культура как преемница греч. образованности противопоставлялась зап.-европ. просвещению, утвердившемуся на традициях лат. учёности. Отношение к антич. наследию как источнику обогащения родного языка и становления новой нац. культуры явилось идейной основой кружка А. Н. Оленина, гос. деятеля, директора Петерб. публичной б-ки. Участниками этого кружка были Н. И. Гнедич, к-рому принадлежит первый полный рус. перевод «Илиады» Гомера, а также С. С. Уваров, попечитель петерб. уч. округа, реформировавший рос. гимназию на принципах классического образования. Влияние идей Н. испытали видные публицисты 60-х гг. 19 в. М. Н. Катков и К. Н. Леон-тьев, отстаивавшие классич. направление в обществ. полемике по вопросам гимназич. образования. После шк. реформы 1871 в связи с негативным отношением в рус. обществе к классич. школе Н. постепенно утрачивал своё значение в сфере образования.

Идеи Н. вновь приобрели актуальность в 1890—1900-х гг. в контексте культуры т. н. серебряного века, обратившейся к антич. философии, классич. темам, сюжетам и худож. формам. Распространению идей Н. способствовала оказавшая влияние на культурную жизнь того времени концепция грядущего слав. Возрождения, обогащённого европ. опытом и несущего своё особое содержание. Один из популяризаторов этой концепции, филолог-классик, проф. Моск. ун-та Ф. Ф. Зелинский считал, что ср. и высш. школа призвана подготовить такое будущее. Проникнутая бодрым настроением «трудорадостности» и уважительной требовательности к учащемуся, школа, по его мысли, должна быть ориентирована на творческое восприятие антич. традиции не как «нормы», но как «семени». Многие учёные, педагоги, публицисты, в т. ч. Я. К. Грот, П. И. Капнист, указывали на необходимость сохранения классич. основы общего образования, однако в гимназич. практике возобладали противоположные тенденции.

Лит.: Капнист. П. А., Классицизм как необходимая основа гимназич. образования, в. 1—2, М., 1891—1900; Грот Я. К., По поводу шк. реформы. О необходимых элементах общего образования и воспитания, СПБ, 1901; Зелинский Ф. Ф., Древний мир и мы, СПБ, 1903; Жирмунский В. М., Гёте в рус. лит-ре, Избр. труды, Л., 1981;

Лотман Ю. М., Успенский Б. А., «Письма рус. путешественника» Карамзина и их место в развитии рус. культуры, в кн.:

Карамзин H. M., Письма рус. путешественника, Л., 1984. А. О. Толстихина.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "НЕОГУМАНИЗМ" в других словарях:

  • неогуманизм — неогуманизм …   Орфографический словарь-справочник

  • НЕОГУМАНИЗМ — см. Гуманизм. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • Неогуманизм —     педагогическое течение, выдвинувшее в качестве осн. цели воспитания современного человека античный идеал личности (см. Античность). Идеи Н. зародились в Германии в середине 18 в. Термин Н. введён в научный оборот немецким историком педагогики …   Педагогический терминологический словарь

  • Неогуманизм —         прогрессивное течение в нем. педагогике 18–19 вв., находившееся в русле общего процесса эмансипации буржуазии и ставившее своей целью проведение школьной реформы, ориентированной на др. греч. воспитательный идеал (гармонич. всестороннее… …   Словарь античности

  • неогуманизм — неогумани/зм, а …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • Саркар, Прабхат Ранджан — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • Путь блаженства — Ананда Марга (санскр. आनन्द मार्ग, Путь Блаженства)  международная организация, основанная в 1955 году в городе в г. Джамалпуре (штат Бихар, Индия), индийским духовным учителем, философом, писателем, музыкантом и общественным деятелем Прабхатом… …   Википедия

  • Университет — (от лат. universitas совокупность). В настоящее время с понятием У. соединяют представление о высшем учебном заведении, которое, имея целью свободное преподавание и развитие всех отраслей науки (universitas litterarum), независимо от их… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГЕНИЙ —         филос. эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16 18 вв.) на основе древних представлении о “гении” “духе” (греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества,… …   Энциклопедия культурологии

  • Ананда Марга — (санскр. आनन्द मार्ग, Путь Блаженства)  международное социально духовное движение,[1] основанное в 1955 году в г. Джамалпуре (штат Бихар, Индия) индийским духовным учителем, философом, писателем, композитором и общественным… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»