МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

по образованию, подразделяются на межправительственные и неправительственные. В той и др. категории существуют орг-ций универсального, межрегионального и регионального характера.

Межправительственные организации (МПО). Ведущей и единств, оргцией универсального характера является Орг-ция Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (см. ЮНЕСКО). Программы в области общего и проф.-тех. образования, подготовки повышения квалификации педагогов занимают Значит. место в деятельности Дет. фонда ООН (см. ЮНИСЕФ).

На региональном и межрегиональном уровнях работа в области образования проводится специализиров. учреждениями и органами полит. и экон. МПО. Для европ. стран такой МПО является Совет Европы (СЕ, осн. в 1949; местопребываниеСтрасбур, Франция). Члены26 гос-в; Болгария, Россия, Румыния, Литва, Латвия, Эстония и Югославия имели в 1992 статус специально приглашённой страны. Цели СЕ: достижение обще-европ. единства, защита прав и осн. свобод человека, укрепление демокр. и плю-ралистич. режимов, выработка мер по улучшению жизненных условий населения, формирование общеевроп. культурной общности. При высш. руководящем органеКабинете министров (включает министров иностр. дел гос- вчленов СЕ) имеется консультативныйпарламентская ассамблея, в рамках к-рой действуют к-ты по образованию, науке и технике. Среди рабочих органов Кабинета министров СЕ есть Совет по культурному сотрудничеству (СКС, осн. в 1962; англ. Council for Cultural Со-оре-ration, ССС; франц. Conceil de Coopera-tion Culturelle, СДСС); в его работе принимают участие кроме гос-в-членов страны, подписавшие Европ. конвенцию по культуре, в т. ч. Рос. Федерация (с 1992). Программы сотрудничества в рамках СКС охватывают проблемы дошк. воспитания, форм и методов шк. обучения, внешк. и заочного образования, преподавания иностр. языков, обучения детей из семей мигрантов, согласования содержания шк. учебников истории, реформ высш. школы и др. Осн. пути реализации программподготовка европ. конвенций и соглашений, организация конференций (в т. ч. на уровне министров образования и культуры, директоров Н.-и. учреждений), совещаний экспертов и др. Секретариат СЕ разделён на директораты по осн. областям программной деятельности. Директорат образования, культуры и спорта включает Деп. образования (5 отделов: высш. школы; шк. и внешк. образования и др.). Как подразделение департамента функционирует (с 1968) Европ. система документации и информации по образованию (European Documentation and Information System for Education, EUDISED), охватывающая сеть соответствующих нац. информац. центров, банк данных о состоянии пед. исследований в странахчленах СЕ итезаурусна 11 языках. Резюме науч.-пед. исследований публикуются в бюл. «EUDISED R&D Bulletin». Центр документации по образованию в Европе (Страсбур) собирает законодат. и нормативные материалы, книги и периодику. СЕ публикует ряд периодич. изданий, в т. ч. «Forum» («Форум») — журнал СЕ, «Newsletter /Faits nonveaux» («Новые факты» — новости из мира образования) и др., материалы конференций и т. п., а также специально подготовленные монографии.

Межрегиональные упреждения. О р-ганизация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР; Organization for Economic Co-operation and DevelopmentOECD; осн. в 1961, ведёт историю с 1948). МестопребываниеПариж. Члены19 зап.-европ. гос-в, а также Австралия, Канада, Новая Зеландия, США и Япония. Цель орг-цийпутём координации политики стран-членов достижение устойчивого экон. роста и занятости, повышение экон. и социального благосостояния населения. Высш. органСовет (представлены все roc-ва-члены). Текущее управление осуществляет Исполнит, к-т (из представителей 14 гос-в-членов). Осн. работа проводится через специализиров. к-ты и экспертные группы; в их числе к-т по образованию, к-рый имеет программы по разл. аспектам шк. и внешкольного образования, по управлению высшей школой, по укреплению связи экономики и образования. В составе Междунар. секретариата орг-ций действует директорат по социальным вопросам, трудовым ресурсам и образованию. Специализиров. органом ОЭСР в области образования является полуавтономный Центр исследований и нововведений в области образования (Centre pour la recherche et Pinnovation dans Penseignement CERI; 1968). Организация арабских государств по вопросам образования, науки и культурыАЛЕКСО (Arab League Educatio-nal, Cultural and Scientific OrganizationALECSO; осн. в 1964 при Лиге араб. гос-в). Секретариат в г. Тунисе, имеет Деп. образования и секцию пед. исследований. При АЛЕКСО9 учреждений, в т. ч. Араб. орг-ция по ликвидации неграмотности и образованию взрослых (осн. в 1966, Багдад), Араб. центр технологии образования (1984, Сафат, Кувейт). Имеет представительство при ЮНЕСКО. Издаёт на араб. яз. журн. «Образование для масс», «Бюллетень статистики по образованию в араб. гос-вах», лит-ру по нар. образованию. Орг-ция министров образования стран Юго-Вое т. АзииСЕАМЕО (South-East Asian Ministers of Education OrganizationSEAMEO; осн. в 1965). Секретариат в Бангкоке (Таиланд). Организует ежегодные конференции министров образования. Имеет 5 региональных центров, в т. ч. по нововведениям в области образования и пед. технологии (INNOTECH) в г. Кесон-Сити (Филиппины), по естеств.-науч. и матем. образованию (REGSAM)в г. Джорджтаун (Малайзия). Оргцией разработана региональная программа по неформальному образованию. Секретариат и региональные центры издают журналы и информац. материалы, в т. ч. «SEAMEO», «Innotech Journal», «Journal of Science and Mathematics Education in Southern Asia», «Innotech Newsletter». Организация иберо-американских государств по вопросам образования, науки и культуры (Organi-zacion de Estados Iberoamericanos para la Educacion, la Ciencia у la Cultu-raOEI; осн. в 1949 как неправительств. Иберо-амер. бюро просвещения, совр. статус с 1954, назв. с 1985). Члены- пр-ва 18 лат.-амер. стран, Гвинеи-Бисау и Испании; Бразилия, Мексика и Португалия имеют статус наблюдателя. Секретариат в Мадриде. Организует конгрессы министров образования (раз в 4 года), развивает иберо-амер. банк данных по образованию. Осуществляет в странах-членах программы по развитию дошк. воспитания, ликвидации неграмотности, подготовке учителей, развитию центров документации по вопросам образования и др. Издаёт информац. бюл. «Educacion», журн. «Revista Iberoamericana de Educacion», монографии и др. лит-ру. Межамериканский совет по вопросам образования, науки и культуры (Consejo interame-ricano para la Educacion, la Ciencia у la CulturaCIECC; осн. в 1948, совр. назв. с 1971), орган Орг-ции амер. гос-в. Секретариат в Вашингтоне (США). Имеет межамер. к-т по образованию, организует совещания, семинары, осуществляет нац., подрегиональные и региональные программы и проекты в области образования, публикует разл. лит-ру.

Неправительственные организации (НПО). По оценкам, в мире насчитывается св. 2 тыс. НПО разл. уровня и широты охвата членством (междунар., региональные, субрегиональные), но только менее половины из них являются активными. Св. 110 наиболее активных НПО получили тот или иной статус при ЮНЕСКО, характеризующий категорию их взаимоотношений: Аконсультаций и сотрудничества, Вконсультаций и информации, Свзаимной информации. Мн. региональные НПОв то же время коллективные члены более широких междунар. орг-ций в своей области. Здесь приводятся лишь отд. примеры НПО, отобранные по критериям отношений с важнейшими МПО и разнообразия деятельности в сфере образования.

Международная ассоциация университетов (МАУ) (International Association of UniversitiesIAU; осн. в 1950). Секретариат в Париже. Статус при ЮНЕСКО (А). Членыболее 800 ун-тов и др. вузов в 120 странах (1988). Членысотрудники МАУ8 региональных НПО: Ассоциация афр. ун-тов (Association of African UniversitiesAAU; осн. в 1967), Ассоциация араб. ун-тов (Association of Arab Universities- AARU; 1964), Союз лат.-амер. ун-тов (Union de Universidades de America LatinaUDUAL; 1949), Ассоциация высш. уч. заведений Юго-Вост. Азии (Association of Southeast Asian Institutions of Higher LearningASAIHL; 1956) и др. Ген. конференция членов и членов -сотрудников МАУ избирает (1 раз в 5 лет) адм. совет. Секретариат организует междунар. семинары и конференции, проводит исследования. МАУ имеет центр по сотрудничеству, службу документации и информации, справочную б-ку. Публикует информац. бюл. «IAU Bulletin», исследования и доклады по проблемам высшего образования (International Council for Adult EducationICAE; осн. в 1973). Секретариат в Торонто (Канада). Статус при ЮНЕСКО (А), ЭКОСОС, ЮНИСЕФ, Междунар. орг-ции труда (МОТ). Членысв. 90 нац. ассоциаций и орг-ций в более чем 70 странах (1988) и 6 региональных орг-ций: Афр. ассоциация развития грамотности и образования взрослых (African Association for Literacy and Adult EducationAALAE; 1984), Лат.-амер. совет образования взрослых (Consejo de Education de Adultos de America LatinaCEAAL; 1981), Региональный совет образования взрослых стран Карибского бассейна (Caribbean Regional Council for Adult EducationCARCAE; 1978), Бюро образования взрослых для стран Азии и юга Тихого океана (AsianSouth Pacific Bureau of Adult Education- ASPBAE), Европ. бюро образования взрослых (European Bureau of Adult EducationEBAE; 1953) и АЛЕКСО. Ген. ассамблея (1 раз в 3 года) избирает Исполнит, к-т (през., 10 вице-през. от регионов, ген. секретарь, 11 чл.). Организует междунар. конференции, семинары. Осуществляет программы в области грамотности, жен. образования, воспитания в духе мира и др. Имеет региональные центры документации. Издаёт журн. «Соп-vergence», информац. бюл. «News from the Secretariat» (ранее назывался «ICAE Newsletter»), материалы конференций и др. лит-ру.

Международная федерация по физическому воспитанию (International Federation for Physical EducationFIEP; осн. в 1923). Членынац. ассоциации, учреждения и отд. лица в 99 странах (1988). Секретариат в г. Челтнем (Великобритания). Имеет 3 секции: науч., школьную, массового спорта. Организует междунар. конференции, работу к-тов и комиссий по секциям. Издаёт информац. бюл. «FIEP Bulletin».

Всемирная организация дошкольного воспитания (Organisation mondialc pour leducation prescolaireОМЕР; осн. в 1948 в Праге). Ставит целью стимулирование исследований по проблемам раннего детства и развитию дошк. воспитания. Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС, ЮНИСЕФ, СЕ. Членынац. к-ты (в 46 странах, 1988), члены-сотрудники (отд. лица и группы) в 2 странах. Секретариат в Брюсселе организует междунар. конгрессы, осуществляет проекты через нац. к-ты и по контрактам с ЮНЕСКО. Выпускает «International Journal of Early Children-hood» («Междунар. журнал раннего детства»).

Международное общество художественного воспитания (International Society for Education Through ArtINSEA; осн. в 1951). Секретариат в г. Коршам (Великобритания). Статус при ЮНЕСКО (В). Более 20 тыс. коллективных и индивидуальных членов в 65 странах (1988). Организует междунар. конгрессы и региональные конференции. Способствует организации исследований, распространению новых методов худож. воспитания. Издаёт информац. бюл. «INSEA News», материалы конгрессов и конференций.

Международное общество музыкального образования и воспитания (International Society for Music EducationISME; осн. в 1953). Секретариат в Лондоне. Членынац. орг-ции, учреждения, отд. лица в 64 странах (1988). Организует исследования, проводит междунар. конференции, науч. семинары. Издаёт ежегодник «ISME Yearbook», «Междунар. журнал муз. образования» («International Journal of Music Education»), монографии, науч. отчёты и т. п.

Международный совет по педагогическому образованию (International Council on Education for TeachingICET; осн. в 1953). Секретариат в Вашингтоне. Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС; сотрудничает с ОАГ. Членыпед. орг-ции, уч. заведения, отд. лица в 72 странах (1988). Организует ежегодные ассамблеи членов, региональные конференции, обмен информацией о нововведениях в пед. образовании. Выпускает бюл. «IGET Newsletter», материалы конференций. Сотрудничает с региональными НПО того же профиля, среди к-рых: Ассоциация по пед. образованию в Африке (Association for Teacher Education in AfricaATEA; осн. в 1968). Секретариат в Найроби (Кения). Статус при ЮНЕСКО (С). Члены- в 31 стране. Издаёт бюл. «ATEA Newsletter». Ассоциация по пед. образованию в Европе (Association for Teacher Education in EuropeATEE; осн. в 1976). Коллективные и индивидуальные члены в 19 странах. Выпускает «Европ. журнал по пед. образованию» («European Journal of Teacher Education»), бюл. «АТЕЕ News», материалы конференций.

Всемирная ассоциация по педагогическим исследованиям, ВАПИ (англ. World Association for Educational ResearchWAER; франц. Association mondiale des sciences de leducationAMSE; осн. в 1953, совр. назв. с 1977). Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС. Члены (только индивидуальные) — в 52 странах (1988). Ген. ассамблея (1 раз в 4 года) избирает Совет и Исполнит, к-т (през., вице-през., ген. секретарь, 3 чл.). Секретариат в Генте (Бельгия). Собирает документацию по пед. исследованиям в ун-тах и др. вузах, организует междунар. конгрессы (1 раз в 4 года), проводит симпозиумы, семинары. Имеет центр документации. Издаёт науч. исследования, журн. «CommunicationsReview of the WAER» (2 раза в год), где публикуются исследоват. статьи и др.

Всемирный совет обществ.сравнительнопедагогических исследований (англ. World Council of Comparative Education SocietiesWCCES; франц. Conseil mondiale des associations deducation com-pareeCMAEC; осн. в 1971). Секретариат в Париже. Статус при ЮНЕСКО (С). Членынац. об-ва сравнит.-пед. исследований в 12 странах, а также 3 НПО: Европ. об-во сравнит, педагогики (Comparative Education Society in EuropeCESE; 1961, индивидуальные членыв, 50 странах), Ассоциация сравнит, педае гогики франкоязычных стран (Associa-j tion francophone deducation comparee; 1973; коллективные и индивидуальные члены в 42 странах), Нидерландскоязыч-ная ассоциация сравнит.-пед. исследований (Datch-Speaking Society of Comparative Education). Ген. конференция членов Всемирного совета избирает 1 раз в 3 года

Исполнит, к-т (ген. секретарь и по 1 представителю от об-в-учредителей). Способствует развитию сравнит, исследований по педагогике, использованию их результатов в решении крупных проблем образования; проводит всемирные конгрессы по сравнит, педагогике. Издаёт бюл. «WCCES Newletter», материалы конгрессов.

Международная ассоциация учебной и профессиональной ориентации (International Association for Educational and Vocational GuidanceIAEVG; осн. в 1951). Секретариат в Белфасте (Ирландия). Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС, МОТ, ЮНИСЕФ.

Международная ассоциация школьной, университетской и профессиональной информации (Association internationale dInformation scolaire, uni-versitaire et professionnelleAIISUP; осн. в 1956). Секретариат в Париже. Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС, МОТ, поддерживает контакты с Советом Европы. Ставит целью сотрудничество нац. орг-ций и специалистов в области пед. информации, исследования проблем управления информац. потоками и др. Члены-орг-ции в 29 странах (1988), чл.-сотрудники в 10 странах, а также 2 НПО: Междунар. союз по школьному и университетскому здравоохранению и медицине (International Union of School and University Healt and Medicine), Международная конфедерация профессиональных и интеллектуальных работников (International Confederation of Professional and Intellectual Workers). Публикует информац. бюллетени: на франц. яз. — «Information universitaire et professionnelle internationale», на английском яз. — «Bibliographical Bulletin» и др.

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, МАПРЯЛ (англ. International Association of Teachers of Russian Language and Literature; франц. Association internationale des professeurs de langue et litera-ture russes; осн. в 1957). Секретариат в Москве. Статус при ЮНЕСКО (С). Членынац. группы исследователей и преподавателей рус. яз., ин-ты славянских исследований, университетские отделения рус. яз. и лит-ры в 69 странах (1988), в т. ч. в 24 европейских. МАПРЯЛчл. Всемирной федерации ассоциаций преподавателей иностр. языков (World Federation of Foreign Language Teachers Associations). Способствует расширению изучения и преподавания рус. яз. и лит-ры, координирует науч. исследования, осуществляет обмен информацией о методах преподавания. Организует периодич. конгрессы и т. п. Издаёт журн. «Рус. язык в странах мира» («Russian Language in the Countries of the World»).

Международная ассоциация лиц, работающих с неблагополучными детьми (англ. International Association of Workers "or Maladjusted Children; франц. Assoziation internationale des educateurs de jeunes inadaptesAIEII; осн. в 1951). Объединяет нац. ассоциации и индивидуальных членов в 36 странах (1988). Секретариат в Лозанне (Швейцария). Статус при ЮНЕСКО (В). Служит центром документации и информации в области улучшения благосостояния детей. Организует междунар. конгрессы (1 раз в 4 года) и европ. симпозиумы (1 раз в 2 года). Публикует материалы конгрессов, брошюры. Ассоциациячл. Совета междунар. орг-ций по делам детей и молодёжи (Council of International Orga-nizations Directly Interested in Children and Youth), Междунар. совета по инвалидности (International Council on Di-sability).

Европейская ассоциация по коррекционному образованию (European Association for Special EducationEASE; осн. в 1971). Члены индивидуальные и коллективные в 17 европ. странах (1988). Секретариат в Осло (Норвегия). Статус при ЮНЕСКО (С), Совете Европы. Ставит целью улучшение образования и социального положения лиц с физич. и умственными недостатками, улучшение информации о них в интересах интеграции таких лиц в обществе. Проводит ген. ассамблеи (1 раз в 2 года) и ежегодные симпозиумы. Публикует их материалы, а также бюл. «News from EASE», «Information from EASE».

Создание новых НПО идёт постоянно. В 80-хнач. 90-х гг. проявилась тенденция к объединению усилий НПО в рамках более широких постоянных структур не только на междунар., но и на региональном уровне. Так, 10 наиб. активных европ. НПО в 1990 учредили Постоянный комитет по связи европейских ассоциаций в области образованияПКЕАО (Permanent Liaison Committee of European Associations in EducationPLEASE), в к-рый вошли в качестве членов: Европ. ассоциация учителей (European Association of TeachersEAT), Европ. ассоциация родителей (European Parents AssociationEPA), Европ. ассоциация директоров ср. школ (European Secondary Heads Association), Ассоциация по пед. образованию в Европе, Европ. католич. комитет по образованию (European Catho-lic Education ComrnitteeECEC), Европ. общество сравнит, пед. исследований, Конфедерация семейных ассоциаций в Европ. сообществе (Confederation of Family Associations of the European Communi-ty-COFACE), Европ. Совет нац. ассоциаций независимых школ (European Council of National Associations of Independent SchoolsECNAIS), Европ. форум по управлению образованием (European Forum for Education AdministrationEFEA), Европ. ассоциация служб уч. ориентацииЕвроориентация (European Association of Education Guidance ServicesEURO ORIENTATION). Постоянный комитет (секретариат в Брюсселе) ставит целью укрепление еврои, подходов к образованию и проф. подготовке, содействие распространению пед. информации.

Об отд. междунар. и региональных орг-циях сообщается в регулярно переиздаваемых справочниках: Yearbook of International Organizations, Africa South of the Sahara, The Middle East and Australia и др., а также в публикуемых ЮНЕСКО списках междунар. неправительств, орг-ций, включённых в разл. категории отношений с ЮНЕСКО.

Ю. С. Алфёров.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ" в других словарях:

  • Международные организации — объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определённых целей. Не каждая международная организация имеет свой устав (например, ООН уставом обладает, а ОБСЕ, в силу специфики… …   Википедия

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа). Характерными для М.о. являются: наличие учредительного документа,… …   Юридический словарь

  • Международные организации — (англ. international organizations) важнейшая форма многостороннего сотрудничества между государствами, добровольные постоянные объединения правительственного или неправительственного характера, образуемые на основе учредительного акта для… …   Энциклопедия права

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — объединения государств или национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера для достижения общих целей в области политической, экономической, социальной, научно технической, культуры и т. п.; одна из важнейших форм многостороннего …   Большой Энциклопедический словарь

  • Международные организации — объединения государств или национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера для достижения общих целей в области политической, экономической, социальной, научно технической, культуры и т. п.; одна из важнейших форм многостороннего …   Политология. Словарь.

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — объединения государств или объединения на циональных обществ (ассоциаций) неправительственного характера и индивидуальных членов для достижения общих целей в области политической, эко номической, социальной, научно технической, в области культуры …   Финансовый словарь

  • Международные организации — МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, объединения государств или национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно технической областях, в области культуры и т.п.;… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) (УСТАВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ) в целях содействия решению… …   Юридическая энциклопедия

  • Международные организации —         объединения государств или национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера для достижения общих целей в области политической, экономической, социальной, научно технической, культуры и т. п.; одна из важнейших форм… …   Большая советская энциклопедия

  • международные организации — постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений (устава, статута или иного учредительного документа). Характерными для М.о. являются: наличие учредительного документа,… …   Большой юридический словарь

  • международные организации — объединения государств или национальных обществ (ассоциаций) неправительственного характера для достижения общих целей в области политической, экономической, социальной, научно технической, культуры и т. п.; одна из важнейших форм многостороннего …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
https://pedagogicheskaya.academic.ru/1580/%D0%9C%D0%95%D0%96%D0%94%D0%A3%D0%9D%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%9E%D0%A0%D0%93%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%97%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98 Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»