КРУПЕНИНА

КРУПЕНИНА
Мария Васильевна [26.10(7.11).1892, Бологое, — 18.12.1950, г. Петропавловск Сев.-Казахстанской обл.], педагог, проф. Училась в Психо-неврологич. ин-те. Окончила Бестужевские высш. жен. курсы в Петербурге. Работала в системе кооперации в Вятке и Петрогр. губ. (1916—19). С 1919 заведовала дет. домом (под Москвой), отделом дет. домов Моск. ОНО, кабинетом Центр, бюро юных пионеров (1922). Активна участвовала в создании (1922) и затем руководила совм. с В. Н. Шульгиным Ин-том методов шк. работы (с 1926, в 1927—31 зам. директора). Одновременно в 1922—31 работала в науч.-пед. секции ГУСа, преподавала в АКБ, 2-м МГУ и МОПИ. В 1931—32 возглавляла опытно-показат. школу им. П. Н. Лепешинского, в 1932—33 проф. во ВКИПе, зав. кафедрой МОПИ (1933—35) и Томского пед. ин-та (1935—37).

Разрабатывала вопросы истории и теории педагогики, в т. ч. проблемы связи школы с жизнью, обучения с общественно полезным трудом, внешк. образования, шк. самоуправления и дет. коммунистич. движения [автор статей «Дет. коммунистич. движение, его сущность и задачи» и «Коммунистич. дет. движение и школа» в Пед. энциклопедии, под ред. А. Г. Калашникова, т. 2 (1928)]. Исследовала соотношения «организованного» и «неорганизованного» процессов воспитания, влияния социальной среды на формирование личности учащихся. Совм. с Шульгиным создала оригинальную концепцию взаимодействия школы и среды. Её осн. компоненты: изучение окружающих школу сфер семьи, улицы, произ-ва и т. д.; механизмы включения коллектива школы в жизнь среды с целью её совершенствования, что, по замыслу К., должно способствовать повышению воспитат. потенциала среды. К субъектам воспитат. воздействия К. относила школу, дет. сад, семью, предприятия, культ.-просвет, учреждения и т. д. Апробировала эти идеи, руководя Станцией социалистич. воспитания Трёх-горной мануфактуры.

В кон. 20-х гг. К. вместе с Шульгиным выступила за более глубокое осмысление предмета педагогики, против огранич. понимания педагогики только как теории воспитания в дошк. учреждении и школе; обосновала необходимость разработки частных педагогик — партийной, профсоюзной, военной.

Пед. воззрениям К. и Шульгина свойственно нек-рое принижение роли школы в системе др. социальных институтов образования и воспитания. Излишне прямолинейно трактуя тезис К. Маркса об отмирании гос-ва в коммунистич. обществе, они выдвинули теорию «отмирания школы», вызвавшую большую полемику в пед. кругах. К. и Шульгин имели в виду лишь переход от традиц. «школы учёбы», по их мнению, непригодной для решения воспитат. задач в новых условиях, к «школе труда», тесно связанной с окружающей жизнью. Придавая важнейшую роль в обучении и воспитании общественно полезному труду школьников, К. переоценивала его роль при обосновании необходимости нового типа уч. заведения — «школы-производства». Проблемы политехнизации школы К. связывала с усилением обществ.-полит, воспитания, с новым подходом к содержанию и организации уч. процесса, к уч. лит-ре, к-рая, по её мнению, должна иметь чётко выраженную практич. направленность, отражать взаимодействие со средой, основываться на краеведч. материале.

Взгляды К. (в особенности недооценка общего образования) в 20—30-е гг. вызвали жёсткую критику, мн. педагоги опасались, что такие подходы могут привести к снижению образоват. уровня, противопоставлению задач обучения и воспитания. Исследования среды в 30-е гг. были прерваны с отстранением К. и Шульгина от руководства Ин-том марксистско-ленинской педагогики и последующим его расформированием (1931). В 1938 необоснованно репрессирована. В 1949—50 после освобождения из мест заключения работала учителем в Сев.-Казахстанской обл., зав. метод, кабинетом Петропавловского облоно. Реабилитирована посмертно в 1955.

Соч.: Пионеры и школа, М., 1924; От школы учебы к школе общественно полезного труда, М., 1927 (ред.); В борьбе за марксистскую педагогику, М., 1929 (совм. с В. Н. Шульгиным); Педагогика среды и методы ее изучения, М., 1930 (ред.); К вопросу о системе нар. образования в индустриальных районах. Педагогика переходной эпохи, М., 1930.

Лит.: II ч с л о в а М., М. В. Крупенина, НО, 1965, №1; Вендровская Р. Б., М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин. О взаимодействии школы и среды, СП, 1990, № 2; Пичурин Л., «Собрание постановило исключить», НО, 1990, № 11. М — В. Богуславский.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КРУПЕНИНА" в других словарях:

  • КРУПЕНИНА Лидия Ивановна — (р. 1928) российская артистка балета, народная артистка СССР (1971). С 1947 в Новосибирском театре оперы и балета. Первая исполнительница партии Нины ( Маскарад Л. А. Лапутина). С 1977 художественный руководитель Новосибирского хореографического… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КРУПЕНИНА Рэма Исааковна — (р. 12.05.1929, Казань), звукорежиссер. Окончила Киевский институт киноинженеров (1954). 1977 Р.В.С. 1978 ИСКУПЛЕНИЕ ЧУЖИХ ГРЕХОВ 1980 ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ 1982 ТАЙНЫ СВЯТОГО ЮРА 1984 ОБВИНЕНИЕ 1988 НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЯНКИ ПРИ ДВОРЕ …   Энциклопедия кино

  • Крупенина, Екатерина Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Крупенина. Екатерина Крупенина Имя при рождении: Екатерина Александровна Крупенина Дата рождения: 2 июля 1978(1978 07 02) (34 года) …   Википедия

  • Крупенина, Лидия Ивановна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Крупенина. Лидия Крупенина Имя при рождении: Лидия Ивановна Крупенина Дата рождения: 1 ноября 1928(1928 11 01) (84 года) …   Википедия

  • Крупенина Лидия Ивановна — (р. 1928), артистка балета, народная артистка СССР (1971). С 1947 в Новосибирском театре оперы и балета. Среди партий: Нина («Маскарад» Л. А. Лапутина), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Китри… …   Энциклопедический словарь

  • Крупенина Л. И. — КРУПÉНИНА (по мужу – Гревцова) Лидия Ивановна (р. 1.11.1928, Москва), сов. артистка, педагог. Нар. арт. СССР (1971). Чл. КПСС с 1956. С 1947, по окончании Моск. хореографич. уч ща (педагог М. М. Леонтьева), в Новосибирском т ре. Среди партий …   Балет. Энциклопедия

  • Крупенина, Мария Васильевна — (1892 1950)     педагог. Руководила совместно с В.Н. Шульгиным Институтом методов школьной работы (1927 31), работала в научно педагогической секции ГУСа, преподавала в АКВ, 2 м МГУ, ВКИПе, МОПИ, Томском педагогическом институте и др. В 1931 1932 …   Педагогический терминологический словарь

  • КРУПЕНИНА Мария Васильевна — [26.10(7.11).1892, Бологое, 18.12.1950, г. Петропавловск Сев. Казахстанской обл.], педагог, проф. Училась в Психо неврологич. ин те. Окончила Бестужевские высш. жен. курсы в Петербурге. Работала в системе кооперации в Вятке и Петрогр. губ. (1916… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Крупенин, Виталий Львович — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Виталий Крупенин — Виталий Львович Крупенин Дата рождения: 23 февраля 1951 г. Место рождения: Москва Гражданство: Российская Федерация Научная сфера: физика, математика, техника Место работы: Институт машиноведения РАН; ЗАО Национальная Технологическая Группа Альма …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»