- КОНФУЦИЙ
(Кун Фуцзы, Кун-цзы, Кун Цю) (551—479 до н. э.), кит. мыслитель, моралист. и педагог. Род. в разорившейся знатной семье в царстве
Лу. Много путешествовал по др. царствам Китая, занимал разл. должности в царстве Лу. Главное в этич. учении К. — принципы жэнь («человечность», «гуманность») и ли («правила», «нормы поведения»), лежащие в основе жизни человека и определяющие отношения между людьми в семье и обществе. Эти принципы предусматривали почитание родителей и старших по возрасту, преданность и покорность правителю. Для постижения жзнь необходимо совершенствовать себя, избавляться от отрицат. качеств (алчности, жестокости, хвастовства и др.). Соблюдать принципы ли (этикет) — это точно знать своё место в обществе и действовать только согласно занимаемому обществ. положению. Среди педагогов древности К. принадлежит одно из первых мест не только по времени, но и по значению того вклада, к-рый он внёс в развитие пед. мысли в Китае. Он основал первую в Китае частную школу (по преданию, у К. было ок. 3 тыс. учеников и последователей), обобщил опыт обучения, накопленный в Китае. Этич. и пед. взгляды К. содержатся в книгах «Ли цзи» («Книга этики») и «Лунь юй» («Беседы и суждения»); представляет собой запись бесед К. с учениками). Он исходил из положения о неравенстве людей, врождённости этич. и интеллектуальных качеств человека: высокоразвитые люди имеют от рождения больше способностей и могут изучать сложные явления, другие менее развиты, соответственно из-за ограниченности врождённых качеств им доступны только практич. навыки.
Большое значение К. придавал воспитанию и образованию как важному средству нравств. совершенствования человека, указывал, что путь к просвещению народа лежит в обучении. Человек, если он не учится, не познаёт истин, не получает радости. Подчёркивал мысль о единстве учения и мышления. Разработанная им программа обучения делилась на две ступени. Сначала следует изучать шесть «искусств» (предметов) — мораль, музыку, стрельбу из лука, управление колесницей, письмо, арифметику — и таким образом получить первонач. умственное, физич., моральное и худож. воспитание. После этого учащиеся должны перейти к изучению четырёх наук: безупречное поведение (добродетель), политика и управление, лит-ра и язык. Особое внимание К. уделял моральному воспитанию. Презирал физич. труд, считал, что им не должны заниматься люди умственного труда, и поэтому отрицал трудовое воспитание. В процессе обучения К. большую роль отводил учителю, от к-рого зависит качество знаний и навыков учащихся. Учитель, по его мнению, должен быть строгим, но не деспотичным, постоянно совершенствовать свои знания и качества, развивать активность учащихся, помогать им самостоятельно и логически мыслить, требовать повторения ранее пройденного. Считал необходимым тесный контакт между учителем и учениками, основанный на уважении и любви, на признании авторитета учителя. Большое значение К. придавал умению учителя знать индивидуальные особенности и склонности своих учеников, развивать их.
В Китае со 2 в. до н. э. конфуцианство стало офиц. идеологией, к-рая на 2 тыс. лет определила характер обучения в кит. школе. К. был объявлен величайшим из мудрецов, провозглашён «учителем 10 тысяч поколений».
Лит.: Попов П. С., Изречения Конфуция, учеников его и других лиц, пер. с кит., СПБ, 1910; Клепиков В. 3., Конфуций — выдающийся педагог древнего Китая, НО, 1957, № 10; Кроль Ю., Китайские мудрецы, в кн.: Страна Хань, Л., 1959; Ян Ю и г. о, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957; на кит. яз. — Чэнь Цзин-пань, Пед. идеи Конфуция, Ухань, 1957; Ли Чжан-чжи, Биография Конфуция, Шанхай, 1957; Хрестоматия по истории педагогики в древнем Китае, Пекин, 1962; Культурно-ист. и этико-филос. аспекты конфуцианства. Сб. статей кит. ученых, опубл. в 1949—1985, Цзинань, 1987. S. 3. Клепиков.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.