- КОНГО
Народная Республика Конго, гос-во в Центр. Африке. Пл. 342 тыс. км2. Нас. 2,3 млн. чел. (1990), в основном — народы банту. Офиц. язык — французский. Столица — Браззавиль.
До нач. 19 в. единств, уч. заведениями были школы при крепостях, основанные работорговцами для подготовки из местного населения посредников и переводчиков. В сер. 19 в. на терр. К. стали создаваться миссионерские 2—3-летние школы, в к-рых к нач. 20 в. обучалось св. 2,5 тыс. уч-ся. Реформой 1948 была установлена система образования, в основу к-рой была положена франц. модель: нач. школа для детей с 6 до 11 лет, средняя (коллежи и лицеи) с 11 до 17 лет, проф.-тех. школы. К 1960 нач. школой было охвачено ок. 60% детей соответствующего возраста (значительно больше, чем в др. афр. странах), всеми видами ср. образования — не более 7% молодёжи; в ср. общеобразоват. школах обучалось 4,3 тыс. чел., в профессионально-технических школах — 1,7 тыс. чел. Вузов не было. Ок. 80% взрослого нас. было неграмотным. Сильные позиции занимала церковь; в 1957/58 уч. г. в уч. заведениях, принадлежавших миссионерским орг-циям, обучалось 46,5% уч-ся нач., 37% уч-ся ср. общеобразоват. и 43% уч-ся проф.-тех. школ из общего числа учащихся этих школ.
После провозглашения независимости в 1960 был принят закон об обязат. обучении детей с 6 до 16 лет. Началась массовая кампания по ликвидации неграмотности, мероприятия по повышению образоват. и культурного уровня взрослого населения. В 1965 Нац. собранием К. был принят закон о переходе в руки гос-ва всех частных уч. заведений и об отделении школы от церкви. Закон. 1967 установил совр. систему нар. образования: 6-летняя нач. школа для детей с 6 лет, 7-летняя средняя, состоящая из 2 циклов: 1-й — неполная ср. школа (4 года), 2-й — полная средняя (3 года); проф.-тех. школы, вузы; закон изменил содержание образования, усилил его науч. и практич. направленность.
Вопросами управления образования и подготовкой нац. кадров ведают мин-ва ср. и высш. образования, нач. образования и по борьбе с неграмотностью, науч. исследований и окружающей среды. Действуют местные (районные) управления образования и шк. инспекции, в ведении к-рых нач. школы. В сер. 80-х гг. расходы на образование составляли 5,4% ВНП.
Сеть дошк. дет. учреждений развита слабо, в 1985 в них было ок. 5,6 тыс. детей. Уч. план нач. школы включает франц. яз., арифметику, историю, географию, уроки наблюдения (природоведение), ручной труд, пение и физкультуру.
Ср. школа 7-летняя, состоит из 2 циклов: 1-й — неполная обязат. ср. школа (4 г.), 2-й — полная средняя (лицей; 3 г.). Приём в ср. школу производится по результатам конкурсных вступит, экзаменов после окончания нач. школы. Уч. план неполной ср. школы: франц. яз. и лит-ра, математика (алгебра и геометрия), история (К., Африки и всемирная), география, физика, химия, иностр. яз., физкультура. По окончании её учащиеся сдают гос. экзамены на получение свидетельства о завершении 1-го цикла ср. образования, к-рое даёт право продолжить учёбу в лицее. В уч. плане к предметам нач. ср. школы добавляются тригонометрия, начертательная геометрия, элементы и разделы высш. математики, информатика, а также 2-й иностр. яз. (для учащихся лит. отделения), философия. В лицее учащиеся распределяются по отделениям (всего 8 профилей). Учащиеся лицеев сдают 2 тура экзаменов — в конце предпоследнего и последнего годов обучения. По результатам этих экзаменов выпускнику присваивается звание бакалавра, к-рое даёт право работать в нач. школе.
Проф.-тех. подготовка осуществляется на базе нач. школы в 2-летних центрах нач. проф. подготовки и в 4-летних коллежах техн. образования, по окончании к-рых учащиеся сдают экзамены на получение свидетельства о завершении 1-го цикла ср. техн. образования и могут продолжить учёбу в техн. лицее с 3-годичным курсом обучения. По окончании его учащиеся сдают экзамены на звание бакалавра по техн. специальности (механика, с. х-во, прикладная химия, геология и т. д.), что даёт им право поступления в соответствующие высш. уч. заведения.
В период независимости темпы развития нар. образования превышают соответствующие показатели большинства афр. roc-в. К нач. 80-х гг. нач. образованием практически охвачены все дети шк. возраста (св. 498,5 тыс. уч-ся в 1986). В 1986 в ср. общеобразоват. школах обучалось ок. 201,2 тыс., в проф.-тех. — ок. 19 тыс. уч-ся.
В систему высш. образования входят ун-т, ин-ты и высш. школы. В 198ь в вузах обучалось ок. 11 тыс. студентов. Браззавильский ун-т им. М. Нгуаби, осн. в 1961 как центр высш. образования, в 1971 получил статус ун-та. В 1988 в результате структурных реорганизаций в состав ун-та вошли 4 ф-та, 4 высш. ин-та и школы (ок. 20 тыс. студентов).
Подготовка учителей нач. школы осуществляется на базе неполной ср. школы в нормальных школах в течение 4 лет и на одногодичных учительских курсах. Учительские курсы рассматриваются как врем, мера, вызванная острой нехваткой пед. кадров (в 1979/80 уч. г. ср. число учащихся на одного учителя составляло в нач. школе 56 чел.). Преподавателей ср. школы готовит созданная в 1962 в Браззавиле Высш. нормальная школа (входила в состав ун-та).
Ведущее Н.-и. учреждение в области педагогики — Нац. центр пед. исследований и документации.
Лит.: Нар. Республика Конго, М., 1977; Eliou M., La formation de la conscience nationale en Republique populaire du Congo, P., 1977. В. П. Борисенков.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.