КОЗЕЛЕВ

КОЗЕЛЕВ
Борис Григорьевич [31.12. 1891 (12.1.1892), Ростов-на-Дону, — 12.9. 1936], профсоюзный деятель, организатор проф.-тех. образования. Окончил гор. уч-ще и гимназию (экстерном). Чл. РСДРП с 1910, активный участник Окт. революции в Москве. Чл. ВЦИК СССР (1920- 1927), чл. През. ВЦСПС, чл. Коллегии Главпрофобра от ВЦСПС (с 1920). В годы 1-й пятилетки руководил стр-вом металлу ргич. заводов на Урале и подготовкой кадров для них.

Участвовал в разработке теоретич. основ и создания системы проф. образования в Сов. России, принадлежал к сторонникам монотехнического образования. Развитие проф.-тех. образования рассматривал как фактор повышения производительности труда и квалификации рабочих. При оценке перспектив квалифициров. труда односторонне ориентировался на теорию депрофессионализации (В. Зом-барт, А. К. Гастев), считая, что благодаря техн. прогрессу постепенно будет снижаться значение массовой подготовки квалифициров. рабочих и возрастать роль узкой прослойки высококвалифициров. рабочих-профессионалов. По К., в переходный период в основу гос. просветит, политики должно быть положено более широкое образование, органически объединяющее общую и спец. теоретич. подготовку с техн. навыками. Осн. пути организации проф. образования К. видел в перестройке ремесл. ученичества (предлагал его начинать с 12 лет), создании новых типов уч. заведений для рабочего юношества (школы рабочей молодёжи, школы ФЗУ) и курсов для взрослых рабочих, широком чпром. воспитании» масс и «решительной профессионализации» общеобразоват. школы.

Участвовал в разработке первых уч. планов школ ФЗУ и проф.-тех. курсов (1920) для металлообрабатывающей пром-сти, отразивших его взгляды на взаимосвязи общеобразоват., общетехн. и спец. подготовки. По мнению К., общеобразоват. предметы должны быть сокращены, сжаты и конкретизированы до прак-тич. целесообразности.

Подверг критике теорию политехнизма, считая её понятия «бессодержательными», отрицающими конкретность труда, ведущими к апологетике старой школы. Более верным считал понятие «общепрофессиональное образование». В дискуссиях с политехнистами признал возможность осуществления политехн. образования, но относил её к отдалённому будущему, утверждая, что путь к политехнизму лежит только через проф.-тех. школу. Осн. полемика между К. и Н. К. Крупской состоялась на 3-м съезде профсоюзов (1921). Несмотря на «Директивы ЦК коммунистам-работникам Наркомпроса», осуждавшие позицию монотехнистов, продолжал в печати отстаивать свои взгляды. Неоднократно обсуждал проблемы проф.-тех. образования с В. И. Лениным, Л. Д. Троцким, возглавившим организацию Главпрофобра.

После перестройки в 1921 Наркомпроса и Главпрофобра К. отошёл от работы в них, но продолжал заниматься вопросами подготовки рабочих. В 1926 выступил против широкой общеобразоват. программы школ ФЗУ, считая более экономичной систему краткосрочных курсов ЦИТа (к-рые сам окончил в 1929). В 1929 отстранён от работы за причастность к правому уклону в ВКП(б) и критику И. В. Сталина. В 1936 респрессирован; реабилитирован посмертно.

Соч.: Проф.-тех. образование пролетариата и союзы, М., 1920; Проф.-тех. образование рабочих и проведение уч. повинности, «Проф. движение», 1920, № 40(83); Политехн. или техн. образование, «Вестник труда», 1921, № 1—2; ЦИТ и фабзавуч, там же, 1926, № 10.

Лит.: Крупская Н. К., По поводу тезисов доклада Б. Г. Козелева «Проф.-тех. образование», Пед. соч., т. 2, М., 1978; Руднев П. В., Из истории борьбы за ленинский принцип политех. образования (февр.1920- февр. 1921), в сб.: В. И. Ленин и проблемы нар. образования, М., 1961; Осовский Е. Г., Развитие теории проф.-тех. образования в СССР (1917—1940), М., 1980.

Е. Г. Осовский, С. П. Пимчев.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "КОЗЕЛЕВ" в других словарях:

  • Козелев, Борис Григорьевич — (1891 1936)     профсоюзный деятель, организатор профессионально технического образования. Сторонник монотехнического образования. Развитие профессионально технического образования рассматривал как фактор повышения производительности труда. При… …   Педагогический терминологический словарь

  • КОЗЕЛЕВ Борис Григорьевич — [31.12. 1891 (12.1.1892), Ростов на Дону, 12.9. 1936], профсоюзный деятель, организатор проф. тех. образования. Окончил гор. уч ще и гимназию (экстерном). Чл. РСДРП с 1910, активный участник Окт. революции в Москве. Чл. ВЦИК СССР (1920 1927), чл …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МОНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — монотехиизм (от греч то nos один), направление сов пед мысли 20 х гг 20 в, отражавшее один из подхо дов к проблеме взаимосвязи общего и проф образования и принципу политех низма (см Политехническое образова ние) Термин «монотехчизм» возник как… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МОНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, монотехнизм — (от греч то nos один), направление сов пед.мысли 20 х гг. 20 в, отражавшее один из подхо дов к проблеме взаимосвязи общего и проф. образования и принципу политех низма (см Политехническое образова ние) Термин «монотехчизм» возник как антоним… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Монотехническое образование —     монотехнизм (от греч. monos один), направление педагогической мысли 20 х гг. 20 в., отражавшее один из подходов к проблеме взаимосвязи общего и профессионального образования (см. Политехническое образование). Термин монотехнизм возник как… …   Педагогический терминологический словарь

  • Халатов, Артемий Багратович — Халатов А. Б. (1896 1938; автобиография). Род. в Баку; происходит из трудовой семьи; в 1912 г. окончил реальное училище в Баку. Будучи учеником старших классов, заинтересовывается марксистской литературой. Окружающая среда тогда не способствовала …   Большая биографическая энциклопедия

  • Московский военно-революционный комитет — (МВРК)         орган Московских советов рабочих и солдатских депутатов по руководству вооружённым восстанием в Москве; избран по предложению МК РСДРП (б) объединённым пленумом Московского совета рабочих и Совета солдатских депутатов вечером 25… …   Большая советская энциклопедия

  • ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КОМИТЕТЫ — (ВРК) боевые органы революции, созданные под рук. партии большевиков в окт. дек. 1917 для подготовки и проведения вооруженного восстания, установления Сов. власти. Идея создания штаба восстания принадлежит В. И. Ленину и непосредственно связана с …   Советская историческая энциклопедия

  • ОКТЯБРЬСКОЕ ВООРУЖЕННОЕ ВОССТАНИЕ В МОСКВЕ — восстание 25 окт. (7 нояб.) 3(16) нояб. 1917, результатом к рого явилось установление Сов. власти в Москве; крупнейшее после Окт. вооруж. восстания в Петрограде событие социалистич. революции в России. Успех выступления против Врем. пр ва зависел …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»