КЛАФКИ

КЛАФКИ
(Klafki) Вольфганг (р. 1.9. 1927, Ангербург, ныне Венгожево, Польша), нем. педагог (ФРГ). Окончил Гёт-тингенский ун-т (д-р философии, 1957), преподавал в вузах Ганновера и Мюнсте-ра. С 1963 проф. Марбургского ун-та. В 50—60-х гг. выступал последователем герменевтич. школы (см. в ст. Дильтей В.). В 1969—70 руководил разработкой лекционного радиокурса «Наука о воспитании» (текст издан в 3 тт.), в к-ром предпринял попытку обобщить результаты иссл., осуществлённых представителями разл. течений пед. мысли ФРГ. В этом труде и др. соч. сформулировал «критико-конструктивную» концепцию дидактики. Осн. метод К. — «критический анализ» (см. Социально-критическая педагогика). Характерное для герменевтики чисто теоретич. изучение уч.-воспитат. концепций и практич. пед. решений К. дополнил эмпирич. и эксперим. проверкой. К. отводит решающую роль содержанию образования, предопределяющему, по его мнению, как «цель обучения», так и спе-цифич. «цель обучаемого», а также планирование, организац. формы, методы и средства обучения. Своей теорией К. стремится, т. о., охватить все аспекты обучения, в т. ч. методический. Воспитание К. трактует как вид социальной коммуникации. Считает целесообразным привлекать учащихся к проектированию, анализу и критике уч. процесса, что должно у них стимулировать формирование ценностных ориентации на демократизм, солидарность и гуманизацию внутришк. отношений. Дидактика К. разработана в духе общедемокр. движения за обновление школы.

Соч.: Studien zur Bildungstheorie und Didaktik, Weinheim, 1970; Probleme einer Neukonzeption der didaktischen Analyse, Düsseldorf, 1977; Schulnahe Curriculumentwick-lung und Handlungsforschung, Weinheim-Basel, 1982 (соавт.); Kritisch-konstruktive Erziehungswissenschaft, в кн.: Deutsche Pädagogen der Gegenwart, Düsseldorf, 1984; Neue Studien zur Bildungstheorie und Didaktik, Weinheim — Basel, 1985; Die Bedeutung der klassischen Bildungstheorien für ein zeitge-mässisches Konzept allgemeiner Bildung, «Zeitschrift für Pädagogik», 1986, H.. 4.

Лит.: Боярская Л. Б., Некоторые аспекты разработки концепции общего среднего образования в зап. педагогике, в сб. г. Базовая культура личности. Теоретические и методологические проблемы, М., 1989; Didaktische Theorien, Braunschweig, 1980.

Т. Ф. Яркина.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "КЛАФКИ" в других словарях:

  • Клафки (Klafki), Вольфганг — (р. 1927)     немецкий педагог. Преподавал в вузах ФРГ; с 1963 профессор Марбургского университета. Руководил разработкой (1969 70) лекционного радиокурса Наука о воспитании (текст издан в 3 тт.), в котором предпринял попытку обобщить результаты… …   Педагогический терминологический словарь

  • КЛАФКИ Вольфганг — (р. 1.9. 1927, Ангербург, ныне Венгожево, Польша), нем. педагог (ФРГ). Окончил Гёт тингенский ун т (д р философии, 1957), преподавал в вузах Ганновера и Мюнсте ра. С 1963 проф. Марбургского ун та. В 50 60 х гг. выступал последователем герменевтич …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АПЕЛЬ — (Apel) Карл Отто (р. 1922) нем. философ. Окончил Боннский ун т в 1950. В 1962 проф. ун та в Киле, с 1969 в Саарбрюкене, с 1972 проф. философии в ун те Франкфурта на Майне (с 1990 почетный проф.). Испытал влияние М. Хайдеггера, Л. Витгенштейна и Ч …   Философская энциклопедия

  • САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ —     САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ понятие, употребляющееся в различных философских дискурсах, в которых стремятся 1) раскрыть внутреннюю мотивацию человеческих поступков и действий, 2) связать познавательную и нравственную деятельность человека с его свободой …   Философская энциклопедия

  • Философия образования — (англ. philosophy of education)  область философского знания, имеющего своим предметом образование. Ведет отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века. Родоначальником философии образования в мире считается… …   Википедия

  • Философия образования —     область исследований общей теоретической проблематики, целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности. Разрабатывается со 2 й половины 20 в., гл.о. в США, Великобритании, Германии, где… …   Педагогический терминологический словарь

  • ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — область исследований общей теоретической проблематики, целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности Разрабатывается со 2 й пол 20 в, гл. обр. в США, Великобритании, ФРГ, где действуют соотв науч …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»