КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в разл. видах деятельности.

Понятие К. з. предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методол., оценочные знания) с элементами содержания образования и тем самым с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т. к. каждое знание потенциально связано со способом применения, может быть включено в творческий процесс и приобретать то или иное значение. К. з. имеет след, характеристики: полноту — кол-во программных знаний об изучаемом объекте; глубину — совокупность осознанных учащимися связей и отношений между знаниями; систематичность — осознание состава нек-рой совокупности знаний в их иерархич. и последовательной связи; системность — осознание учеником места знания в структуре науч. теории; оперативность — умение использовать знания в однотипных ситуациях; гибкость — умение самостоятельно находить вариативные способы применения знаний в изменённых условиях; конкретность — умение разложить знания на элементы, раскрыть конкретные проявления обобщённого знания; обобщённость — умение выразить конкретное знание в обобщённой форме.

К. з. характеризуются также свёрнутостью и развёрнутостью, осознанностью (пониманием связей и отношений между знаниями, путей их получения, умением доказывать) и прочностью (устойчивым сохранением в памяти существенных знаний и способов их применения, готовностью вывести необходимое знание на основе других). Все К. з. взаимосвязаны и относительно самостоятельны, т. к. не подменяют друг друга.

В формировании системы К. з. участвуют все методы обучения, все элементы содержания образования. В этом процессе важную роль играет конкретное наполнение знаний и способов деятельности. Так, отсутствие в содержании обучения методол. знаний отрицательно влияет на осознанность усвоения, без теоретич. знаний, построенных в должной системе, не достигается обобщённость, свёрнутость знаний и т. д.

Основными К. з. в системе являются полнота, глубина, оперативность, гибкость, осознанность. Первыми тремя обусловлены конкретность, обобщённость, системность знаний. Осознанность знаний приводит к их системности, систематичности, свёрнутости; прочность обеспечивается их осознанностью, систематичностью, оперативностью и т. д.

Контроль за формированием К. з. проводится на протяжении всего обучения. Во время итоговой проверки выявляется степень сформированности каждого К. з. или их сочетания.

Лит.: Качество знаний учащихся и пути его совершенствования, M., 197?; Рысс В. Л., Контроль знаний учащихся, М., 1982; Л с р-нер И. Я., Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?, М., 1978; Зорина Л. Я. Системность — качество знаний, М., 1976. И. Я. Лернер.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ" в других словарях:

  • Качества знаний —     выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в различных видах деятельности. Понятие К.з. предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методологические, оценочные знания) с… …   Педагогический терминологический словарь

  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний — умений и навыков учащихся, процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов уч. деятельности с требованиями, заданными уч. программами. Выражается в форме отметки (в баллах) или словесного (оценочного) суждения учителя.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Республиканский институт контроля знаний — Учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» (Белоруссия) Тип организации: некоммерческая организация, финансируемая из республиканского бюджета http://rikz.unibel.by Учреждение образования «Республиканский ин …   Википедия

  • Экономика знаний — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Система оценивания знаний — Система оценивания знаний  система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса. В настоящее время в мире используется множество шкал оценивания знаний. В некоторых шкалах… …   Википедия

  • Свод знаний по бизнес-анализу — Руководство к Своду знаний по бизнес анализу (A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge (BABOK)) является письменным справочником к набору знаний по бизнес анализу, которые отражают лучшие на текущий момент наработки и представляют… …   Википедия

  • ИСО 9004-1-94: Управление качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания — Терминология ИСО 9004 1 94: Управление качеством и элементы системы качества. Часть 1. Руководящие указания: 8.7. Анализ готовности продукций к реализации Следует определить возможности организации для поставки новой или модернизированной… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р ИСО 9000-2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь — Терминология ГОСТ Р ИСО 9000 2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь оригинал документа: 3.8.7 анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности (3.2.14)… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р ИСО 9000-2001: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь — Терминология ГОСТ Р ИСО 9000 2001: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь оригинал документа: 3.8.7 анализ (en review; fr revue): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ ISO 9000-2011: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь — Терминология ГОСТ ISO 9000 2011: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: 3.8.7 анализ (review): Деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности и результативности (3.2.14) рассматриваемого объекта для… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»