ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД

ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД
обучения, объяснительно-иллюстративный способ организации совм. деятельности учителя и учащихся, при к-ром учитель сообщает готовую информацию, а уч-ся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, лекции, объяснения, с помощью печатных пособий (учебник, уч. пособие и т. д.), наглядных средств (картины, схемы, кино- и диафильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практич. показа способов деятельности (способ решения задачи, доказательства теоремы, демонстрация способа работы на станке и др.).

И.-р. м. обученияодин из наиб, экономных способов передачи обобщённого и систематизир. опыта человечества; может применяться почти на любом типе уч. занятий и при объяснении самого разного материала; эффективность его проверена многовековой практикой. В совр. условиях создана возможность для концентриров. передачи информации совр. техническими средствами обучения (ТСО), кино и телевидением.

В связи с расширением знаний по физике, химии, математике в шк. образовании возрастает роль символич. изображенийформул, графиков, к-рые в динамичной форме предстают перед учащимися не только в записях на классной доске, но и на кино- и телеэкране. Наряду с ТСО в школе применяется демонстрация объёмных макетов, действующих моделей. Но характер познават. деятельности при всех средствах обучения одиносознанное восприятие готовой, дающей необходимые ориентиры информации. Без этого метода нельзя обеспечить усвоение нового уч. материала, однако применять его следует в сочетании с др. методами обучения. Способствуя накоплению у учащихся знаний, умений и навыков, И.-р. м. не обеспечивает необходимого уровня усвоения, в частности развития их творческих способностей. (Последняя цель достигается методами проблемного обучения). И.-р. м. служит для этого предпосылкой.

Лит.: Лернер И. Я., Дидактич. основы методов обучения, М., 1981; Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, М., 19822; Зорина Л. Я., Слово учителя в уч. процессе, М., 1984. И. Я. Лернер.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД" в других словарях:

  • Информационно-рецептивный метод( обучения) —     объяснительно иллюстративный способ организации совместной деятельности учителя и учащихся, при котором учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Один из наиболее экономных способов… …   Педагогический терминологический словарь

  • ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД обучения — объяснительно иллюстративный способ организации совм. деятельности учителя и учащихся, при к ром учитель сообщает готовую информацию, а уч ся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти. Информация сообщается в виде рассказа, лекции,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. М. о. характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • РЕПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД обучения — (от франц reproducuon воспроизведение), способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов действий P м называют также инструктивно репродуктивным, т к непременная черта этого… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПСИХОТЕРАПИИ —         Аудиовизуальные технические системы обеспечивают запись или воспроизведение одновременно звуковых и зрительных образов. С их помощью визуальные сообщения в контексте музыкального или речевого сопровождения предъявляются на экране… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Лернер, Исаак Яковлевич — Лернер Исаак Яковлевич Дата рождения: 4 апреля 1917(1917 04 04) Место рождения: Деражня, Украина Дата смерти: 1 марта 1996(1996 03 01 …   Википедия

  • Обобщение —     переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное