- ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
система воспитания, разработанная педагогами католич. ордена иезуитов (Societas Jesu, Общество Иисуса, осн. в 1534 И. Лойолой). Деятельность иезуитов была подчинена задачам Контрреформации, т.е. борьбы за сохранение господства католич. церкви в Зап. Европе и ограничение влияния протестантизма. Создание сети уч. заведений и формирование юношества, прежде всего из привилегированных или зажиточных слоев, в духе преданности католицизму было одной из гл. миссий ордена иезуитов. Самым распространённы м типом иезуитского уч. заведения стали коллегии, дававшие ср. образование. Коллегии высшею типа, семинарии и академии готовили преподавателей, теологов, церковных юристов. Нач. образованием иезуиты занимались лишь в исключит. случаях, напр., в условиях миссионерской деятельности в колониях.
Принципы и правила иезуитского воспитания складывались постепенно. С 80-х гг. 16 в. по заданию руководства ордена они специально разрабатывались группой педагогов и были обобщены в шк. уставе, официально утверждённом в 1599 (Ratio atque institutio studiorum Socie-tatis Jesu).
Педагогика иезуитов проникнута прагматизмом. Их цель — воспитать «Христова воина», деятельно служащего католич. церкви, способного противостоять искушениям протестантизма и в случае необходимости бороться с ним. Однако лишь немногие воспитанники иезуитов становились членами ордена. Большинство, получив образование в коллегии, оставались светскими людьми.
В 17—18 вв. иезуиты пользовались репутацией блестящих педагогов и преподавателей, так как И. в. аккумулировало мн. достижения гуманистич. и протестантской педагогики (классно-урочная система обучения, использование упражнений и регулярных повторений, постепенный переход от лёгкого к трудному и т. п.), однако И. в. придало им в Значит. мере формализов. характер: образование состояло главным образом в изучении древних языков (латинского, в меньшей степени греческого) с опорой в первую очередь на антич. авторов. Наряду с этим ученики получали нек-рые знания по истории, географии, физике, математике. Однако классич. образование включало лишь часть антич. наследия. Тексты Цицерона, Овидия, Вергилия и др. препарировались с целью подогнать их к шк. программе иезуитов; в философии первенствующее значение отводилось Аристотелю и Фоме Аквинскому; гуманистич. содержание антич. культуры выхолащивалось.
Воспитание было направлено прежде всего на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соревнования. Этой цели служило групповое и индивидуальное соперничество: регулярное выделение лучших и отстающих, ежемесячные конкурсы сочинений, ежегодное торжественное проведение экзаменов, сопровождавшееся диспутами, декламациями, театральными представлениями, церемониями награждения лучших и т. п. Соревнование распространялось на отд. учеников, команды внутри классов, классы внутри коллегий. Из лучших учеников создавался т. н. магистрат, членам к-рого присуждались почётные звания патрициев и сенаторов (по аналогии с практикой Др. Рима), назначались «директора» — опекуны из старших классов над младшими учениками. Среди наиб. способных учащихся создавались «академии» — прообразы шк. кружков, собиравшиеся еженедельно под руководством наставника (префекта) для совм. обучения, дискуссий, обсуждения подготовленных докладов по философии, грамматике, математике, риторике. «Ректоры», выбранные «академиями», играли заметную роль в жизни коллегий.
Учеников готовили к активной мирской жизни, поэтому иезуиты отказались от аскетич. правил ср.-век. монастырской школы, заботились о хорошем питании и регулярном отдыхе, физич. развитии воспитанников. Коллегии располагались в удобных, светлых, просторных зданиях; занятия продолжались не более 5 ч в сутки; ученики совершали поездки, прогулки, экскурсии. Важное место отводилось светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринуждённую беседу и поддерживать разговор на любую тему, завоёвывать доверие собеседника, быть галантным в любых обстоятельствах. Иногда в коллегиях обучали конной езде, танцам, пению, фехтованию.
Однако гл. направлением деятельности иезуитских педагогов оставалось религ. воспитание детей. Освоение основ христ. религии и богослужения велось на протяжении всего обучения. Учащиеся регулярно молились, причащались, исповедовались, посещали мессы, предавались спец. религ. упражнениям и медитациям; в нек-рых коллегиях создавались религ. братства учеников. Религ. воспитанию служил и шк. театр иезуитов, готовивший постановки на библейские темы к религ. праздникам.
Формирование индивидуальности в учениках сочеталось со строгой регламентацией их деятельности и поведения, подчинением личной воли и наклонностей интересам церкви и нормам христ. этики, переработанной иезуитами в соответствующем духе. Всесторонняя регламентация воспитат. и образоват. процесса сопровождалась внедрением взаимного надзора внутри класса и школы. В классе выделялись ученики, надзиравшие за поведением остальных (преторы, или цензоры), каждый ученик обязан был доносить о проступках товарища, на спец. собраниях устраивался совм. взаимный разбор поведения и т. д. В практике система поощряемых доносов и взаимного надзора смягчалась. наиб. серьёзные проступки влекли за собой телесные наказания, для осуществления к-рых в коллегиях нанимали светского человека (корректора).
Учителей для иезуитских уч. заведений готовили очень тщательно и долго из лучших выпускников коллегий. В течение 2 лет они совершенствовали знания и навыки, подвергались спец. проверке в ходе т.н. новициата, затем изучали философию (3 года), проходили пед. практику под руководством и надзором опытных наставников (2—3 года), во время к-рой вели спец. пед. дневник, изучали теологию, совершенствовали подготовку в светских науках (4 года). Только после этого приступали к самостоятельной пед. работе. Это обеспечивало иезуитским преподавателям высокую репутацию и сделало их коллегии наиб. престижными уч. заведениями для выходцев из дворянских и бюргерских семей. К нач. 18 в. насчитывалось ок. 800 иезуитских уч. заведений, в т. ч. св. 20 ун-тов.
Традиции иезуитских коллегий оказали существенное влияние на развитие педагогики и шк. дела в новое время, способствовали совершенствованию школ, создававшихся противниками иезуитов (протестантами, янсенистами). Иезуитскую педагогику высоко оценивал Ф. Бэкон, она оказала заметное влияние на пед. систему Я. А. Коменского, но встретила резкую критику со стороны др. деятелей культуры 17—18 вв. (Б. Паскаля, просветителей). Чрезмерная регламентация, выхолащивание антич. традиций, недостаточное внимание к естеств. и точным наукам, узость религ. воспитания, насаждение специфич. этических норм и т. п. привели к понижению уровня преподавания и воспитания в коллегиях в 18 в., отставанию от запросов жизни и падению их авторитета в обществе. В 1832 шк. устав иезуитов был пересмотрен. Осн. цели и принципы И. в. остались прежними, но расширился круг уч. предметов, в т. ч. есгеств.-матем. дисциплин. В нач. 20 в. было разрешено варьировать программы отд. уч. заведений в зависимости от местных условий и потребностей. Во мн. странах (Испания, Португалия, США, страны Лат. Америки и др.), иезуиты и в кон. 20 в. оказывают известное влияние на нар. образование, готовят преподавателей, имеют свои школы, преподают в ряде ун-тов и в большинстве католич. школ.
Лит.: Гожалчинский А., Иезуитские школы в Юго-Западной России, «Труды Киевской духовной академии», 1869, №4; Ястребов М., Иезуиты и их пед. деятельность в Польше и Литве, там же, 1869, М 2; Бемер Г., Иезуиты, пер. с нем., М., 1913; Т о н д и А., Иезуиты, пер. с итал., М., 1955; Блинова Т. Б., Иезуиты в Белоруссии, Минск, 1990; Ratio studio-rum et institutiones scholasticae Societatis Jesu, t. 1 — 4, B., 1887—94 (Monumenta Germaniae Paedagogica, Bd 2, 5, 9, 16); M er t z G., Die Padagogik der Jesuiten, Hdlb., 1898; Monumenta paedagogica societa-tis, Jesu. I, ed. L. Lukacs, Romae, 1965 —; Donohue J. W., Jesuit education, N. Y., 1963; Godina Mir G., Aux sources de la pedagogie des Jesuites, le «modus parisi-ensis», Rome, 1968; Chartier R., Ji-lia D., Compere M. M., Leducation en France du XYI au XVIIIе siecle, P., 1976; B o w e n J., A history of Western education, v. 2, L., 1975. M. В. Дмитриев.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.