ВЕРТХАЙМЕР

ВЕРТХАЙМЕР
Вертгеймер (Wert-heimer) Макс ^(15.4.1880, Прага, — 12.10.1943, Нью-Йорк), нем. психолог, один из основателей гештальтпсихоло-гии. Получил образование в ун-тах Праги, Берлина, Вюрцбурга (д-р философии, 1904). С 1922 проф. Берлинского ун-та, с 1929 — ун-та во Франкфурте-на-Май-не. В 1933 эмигрировал в США, преподавал в Новой гяколе социальных исследований (Нью-Йорк).

В своей первой эксперим. работе, посвящённой исследованию видимого движения (1912), В. впервые выдвинул гипотезу о целостной структуре восприятия. Этот подход явился осн. принципом гештальтпсихологии и был распространён на др. психич. процессы, в т. ч. мышление, к-рое В. представлял как процесс последоват. смены разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи. Решение задачи, по В., наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации. В опытах В. обнаружилось отрицат. влияние привычного (ассоциативного или формальнологического) восприятия отношений между компонентами задачи на её творческое решение. В частности, он подчёркивал, что у детей, обучающихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, труднее выработать творческий подход к задачам, чем даже у тех, кто вообще не обучался. Образование, по В., должно быть подлинно развивающим. Распространённые в шк. практике установки на механич. упражнения, заучивание, формирование привычек действовать вслепую, оперировать элементами и частями, не видя целого, и связанные со всем этим требования давать немедленные ответы он считал следствием того,

что в основе педагогики, методик обучения и дидактики лежит ассоциативная психология и формальная логика. Согласно В., обучение не должно быть ориентировано лишь на решение сравнительно узких, специальных задач. Для детей важно получать радость от открытия для себя мира, и в этом заключается содержательность и привлекательность уч. заданий. В психол. исследованиях мышления В. видел новые науч. основания для перестройки школьного обучения. Принцип целостности В. распространял на понимание всей психич. жизни и психич. развития. Этим обусловлено требование изучать ребёнка во взаимосвязи с окружающей его средой. В частности, указывал, что т. н. врождённая пси-хопатичность может быть устранена перемещением ребёнка в др. среду, т.е. она социальна по своей природе. Однако объяснение механизмов психич. деятельности давалось В. без учёта её социально-ист, природы.

Последователями В. (гл. обр. в США) его концепция развивается в рамках когнитивной психологии применительно к проблемам социальной психологии и психологии личности.

Соч.: Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie, Erlangen, 1925; в рус. пер. — Продуктивное мышление, М., 1987.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19853.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ВЕРТХАЙМЕР" в других словарях:

  • ВЕРТХАЙМЕР (Wertheiтer) Макс — (1880 1943) немецкий психолог, один из основателей и главный теоретик гештальтпсихологии. С 1933 в США. Труды по экспериментальным исследованиям восприятия движения, о продуктивном мышлении …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вертхаймер Макс — (Wertheimer) (1880 1943), немецкий психолог, один из основателей и главный теоретик гештальтпсихологии. С 1933 в США. Труды по экспериментальным исследованиям восприятия движения, о продуктивном мышлении. * * * ВЕРТХАЙМЕР Макс ВЕРТХАЙМЕР… …   Энциклопедический словарь

  • Вертхаймер Вертгеймер (Wertheimer), Макс — (1880 1943)     немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Профессор университетов Берлина (с 1922), Франкфурта на Майне (с 1929), с 1933 в США. Впервые выдвинул гипотезу о целостной структуре восприятия и распространял этот… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВЕРТХАЙМЕР, Вертгеймер Макс — (15.4.1880, Прага, 12.10.1943, Нью Йорк), нем. психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Получил образование в ун тах Праги, Берлина, Вюрцбурга (д р философии, 1904). С 1922 проф. Берлинского ун та, с 1929 ун та во Франкфурте на Май не. В …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Эгон Рансхофен-Вертхаймер — Egon Ranshofen Wertheimer Дата рождения: 4 октября 1894(1894 10 04) Место рождения: Браунау на Инне …   Википедия

  • Рансхофен-Вертхаймер, Эгон — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Через реку в Детройт — Across the River to Motor City Жанр драма детектив мистика Создатель …   Википедия

  • гештальт-психология — Течение в общей психологии, зародившееся под влиянием феноменологии в 1912 году (Эренфельс, Вертхаймер, Коффка, Келлер). Одним из основных положений гештальт психологии является следующее: целое отлично от суммы его частей , и появляется в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ — одно из ведущих направлений в западной психологии. Появилось в конце 19 в. в Германии и Австрии. Для объяснения явлений психической, жизни Г. взяла на вооружение принцип целостности, несводимости элементов психической жизни к простой сумме ее… …   Новейший философский словарь

  • ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ — (от нем. Gestalt структура, образ, форма, конфигурация) одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»