ВЕРТХАЙМЕР, Вертгеймер Макс

ВЕРТХАЙМЕР, Вертгеймер Макс

(15.4.1880, Прага, — 12.10.1943, Нью-Йорк), нем. психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Получил образование в ун-тах Праги, Берлина, Вюрцбурга (д-р философии, 1904). С 1922 проф. Берлинского ун-та, с 1929 — ун-та во Франкфурте-на-Май-не. В 1933 эмигрировал в США, преподавал в Новой гяколе социальных исследований (Нью-Йорк).

В своей первой эксперим. работе, посвящённой исследованию видимого движения (1912), В. впервые выдвинул гипотезу о целостной структуре восприятия. Этот подход явился осн. принципом гештальтпсихологии и был распространён на др. психич. процессы, в т. ч. мышление, к-рое В. представлял как процесс последоват. смены разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи. Решение задачи, по В., наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации. В опытах В. обнаружилось отрицат. влияние привычного (ассоциативного или формальнологического) восприятия отношений между компонентами задачи на её творческое решение. В частности, он подчёркивал, что у детей, обучающихся геометрии в школе на основе чисто формального метода, труднее выработать творческий подход к задачам, чем даже у тех, кто вообще не обучался. Образование, по В., должно быть подлинно развивающим. Распространённые в шк. практике установки на механич. упражнения, заучивание, формирование привычек действовать вслепую, оперировать элементами и частями, не видя целого, и связанные со всем этим требования давать немедленные ответы он считал следствием того, что в основе педагогики, методик обучения и дидактики лежит ассоциативная психология и формальная логика. Согласно В., обучение не должно быть ориентировано лишь на решение сравнительно узких, специальных задач. Для детей важно получать радость от открытия для себя мира, и в этом заключается содержательность и привлекательность уч. заданий. В психол. исследованиях мышления В. видел новые науч. основания для перестройки школьного обучения. Принцип целостности В. распространял на понимание всей психич. жизни и психич. развития. Этим обусловлено требование изучать ребёнка во взаимосвязи с окружающей его средой. В частности, указывал, что т. н. врождённая пси-хопатичность может быть устранена перемещением ребёнка в др. среду, т.е. она социальна по своей природе. Однако объяснение механизмов психич. деятельности давалось В. без учёта её социально-ист. природы.

Последователями В. (гл. обр. в США) его концепция развивается в рамках когнитивной психологии применительно к проблемам социальной психологии и психологии личности.

Соч.: Drei Abhandlungen zur Gestalttheorie, Erlangen, 1925; в рус. пер. — Продуктивное мышление, М., 1987.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, M.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ВЕРТХАЙМЕР, Вертгеймер Макс" в других словарях:

  • Вертхаймер Вертгеймер (Wertheimer), Макс — (1880 1943)     немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Профессор университетов Берлина (с 1922), Франкфурта на Майне (с 1929), с 1933 в США. Впервые выдвинул гипотезу о целостной структуре восприятия и распространял этот… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВЕРТХАЙМЕР — Вертгеймер (Wert heimer) Макс ^(15.4.1880, Прага, 12.10.1943, Нью Йорк), нем. психолог, один из основателей гештальтпсихоло гии. Получил образование в ун тах Праги, Берлина, Вюрцбурга (д р философии, 1904). С 1922 проф. Берлинского ун та, с 1929… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Маслоу, Абрахам Харольд — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Маслов. Абрахам Маслоу (Авраам Маслов) Abraham Maslow …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»