- ПСИХОАНАЛИЗ
1) метод психотерапии, предложенный 3. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов; 2) психол. учение, базирующееся на концепции 3. Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики. В этом двойственном значении П. следует отличать от фрейдизма — специфич. мировоззрения, претендующего на объяснение филос., социология, пед. и др. науч. проблем с помощью положений П. Концепция П. основывается на постулате, согласно к-рому аффективные переживания отражают внутрипсихич. конфликты между инстинктивными побуждениями человека и социальными (нравственными и этическими) нормами. Разрешение конфликтов осуществляется путём вытеснения представлений об этих побуждениях из сознания в сферу бессознательного, сами же побуждения продолжают воздействовать на поведение человека, лишь иногда заявляя о себе в завуалированной форме (в виде сновидений, ассоциаций, ошибочных действий и т. п.). Человек, т. о., не знает истинных мотивов своего поведения. Разрешение внутр. конфликтов, обусловленных противоречивыми установками «принципа удовольствия» и «принципа реальности», носит лишь временный характер; это оборачивается психол. дискомфортом и ведёт к возникновению неврозов. Как метод психотерапии П. призван осуществить перевод вытесненного материала в сознание человека и тем самым оказать помощь в разрешении внутр. конфликтов путём сознат. овладения желаниями и их сублимации (переключения на иные, приемлемые цели). При этом исходной установкой П. является сведение невро-тич. симптомов к переживаниям детства, связанным с бессознательными сексуальными влечениями (либидо). Инфантильная сексуальность рассматривается как потенциальный источник конфликтов, возникающих в силу подавления запретных желаний. Фрейд считал, что только переживания детства дают ключ к объяснению последующих психич. травм. В этой связи психоаналитич. лечение рассматривалось Фрейдом и его последователями как «довоспитание», продолжение воспитания с целью устранения остатков детства.
Согласно П., в обществе перед человеком под напором сильных инстинктов, требующих реализации, открываются три возможности. Если его внутр. побуждения получат беспрепятственный выход, то он превратится в преступника, если они будут вытеснены, то он станет невротиком, и, наконец, если они будут сублимированы в социально полезную деятельность, он сможет без трений жить в обществе. Для устранения первых двух возможностей П. предлагает терапевтич. меры двоякого рода: во-первых, каким-то образом заставить общество понизить предъявляемые к индивиду требования и тем самым ослабить процесс вытеснения, во-вторых, усилить власть человеческого сознания в борьбе с инстинктами и посредством рационального контроля увеличить способность к сублимации. Единств, решение психол. конфликтов П. видит в отыскании способов оптимальной адаптации индивида к социальным условиям.
Распространение П. в Европе началось в 1900-х гг. В 1908 кружок единомышленников Фрейда перерос. в Венское психоаналитич. об-во. В том же году в Зальцбурге состоялся 1-й Междунар. психоаналитич. конгресс, положивший начало серии ежегодных конгрессов, проводящихся вплоть до наст. времени; создана Междунар. психоаналитич. ассоциация. С 1913 издаётся «Международный психоаналитический журнал» («Internationale Zeitschrift fur Psychoanalyse»). B 1920 был открыт Психоаналитич. ин-т в Берлине, начавший выпускать проф. врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма П. подвергся запрету в Германии и Австрии и началось его бурное развитие в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков. На США, где организовано св. 20 уч. и исследоват. ин-тов П., приходится ок. 3/4 всей публикуемой лит-ры по П.
До 1-й мировой войны П. не выходил за рамки конкретной психопатологич. и психотерапевтам, концепции. Постепенно сторонники П. перестали видеть грань между клинич. фактами и содержанием нормальной психики. Это повлекло произвольное перенесение объяснительных принципов П. на мн. стороны человеческой жизнедеятельности и внедрение его положений в философию, социологию, педагогику и т. д.
Начиная с 20-х гг. П. стал оказывать влияние на развитие пед. мысли в зап. странах; появились работы, авторы к-рых стремились показать значение П. в воспитании детей, родителей, учителей (концепция «образования как психотерапии»). В 20-х гг. начал издаваться «Журнал психоаналитической педагогики» (ныне «Психоаналитическая педагогика» — «Psychoanalytische Padagogik»). Психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Нек-рые из них (напр., австр. психоаналитики О. Ранк, Г. Закс) считали, что П. должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для нем. психолога и педагога Г. Грина, поставившего вопрос. о необходимости использования П. в школе, гл. цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознат. мотивов поведения ребёнка, вскрыть его эгоистич. побуждения и направить их в русло альтруистич. самовыражения, т.е. осуществить сублимацию влечений путём переноса интереса ребёнка на др. объекты без изменения побудит, мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребёнка от фантазий, в к-рых преобладает принцип эгоистич. удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни. По мнению австр. психоаналитика М. Клейн, воспитание, основывающееся на психоаналитич. знании, способствует снятию психич. перегрузок, возникающих в дет. организме в результате навязывания родителями своего авторитета и власти. Отстаивая мысль о необходимости введения П. в число воспитат. мер, она считала, что именно ранний анализ (начиная с 3 лет) обеспечивает предупреждение больших душевных потрясений и устранение задержек в психич. развитии ребёнка.
Среди требований, предъявляемых к воспитанию, в П. особо выделяются следующие: как можно меньше мешать ребёнку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного; не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере. Подчёркивается необходимость уделять ребёнку достаточное (но не избыточное) внимание, исходить в воспитат. работе из особенностей психики и конституции ребёнка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между воспитателем и ребёнком.
В совр. П. акцентируется роль межличностных отношений и социокультур-ных факторов в процессе становления личности. Совр. П. признаёт врождённость влечений; в его рамках конкретные мотивации индивида являются не простым проявлением инстинктов, но результатом преобразования этих влечений, зависящих, в свою очередь, от реакций других на запросы ребёнка.
П. привлёк внимание зап. педагогов тем, что он обратился к изучению глубинных механизмов формирования и функционирования психики детей, к раскрытию внутр мира ребенка со всеми его эмоциональными переживаниями и психич. коллизиями II свойственно заострение внимания на животрепещущих проблемах воспитания II дал основания для критики не постановкой вопросов, а программой их решения, односторонней ориентацией на сексуальную детерминацию психич. развития ребенка и абсолютизацию отд. моментов воспитания
В России П, преим в мед кругах, был воспринят с энтузиазмом первая книга Фрейда «Толкование сновидений», содержавшая осн. теоретич. и прикладные положения П, вскоре после ее публикации была издана на рус. яз (1913) За этим последовали многочисл. публикации осн. работ Фрейда, выходившие в России до кон. 1920-х гг. Среди учеников Фрейда и его ближайших последователей А Адлера и К Г Юнга было неск рус. специалистов, чье участие в развитии идей II оказалось весьма плодотворным Так, идеи С H Шпильрейн о существовании деструктивных тенденций в человеческой психике были впоследствии развиты Фрейдом и получили воплощение в его теории влечений В 1909 ученик Фрейда M В Вульф, уволенный из берлинской клиники за приверженность принципам П, основал в Одессе психо-аналитич. об-во Подобные об-ва возникли также в Москве, Петербурге, Казани и др. городах В их работе в разное время принимали участие II П Блонский, А Б Залкинд, А Р Лурия, С Т Шацкий и др. В 1910—14 выходил журн «Психотерапия», публиковавший преим статьи психоаналитич. ориентации На подмосковной станции Крюково был открыт санаторий, получивший известность в результате эффективного использования там психоаналитич. методов коррекции нервно-психич. расстройств, в 1910 там вел приемы член Швейц психоаналитич. об-ва Г Роршах, известный впоследствии как создатель широко используемого психол. теста После 1917 работа в области II успешно продолжалась, отчасти из-за благожелательного отношения к II нек-рых сов гос. и парт деятелей (в частности, Л Троцкого) В 1921 основаны Рус. психоаналитич. об-во, а также Психоаналитич. ин-т, при к-ром был создан эксперим.дет сад, использовавший в воспитании прикладные аспекты II В издававшейся этим об-вом «Психол. и психоаналитич. б-ке» выходили переводы книг Фрейда и его последователей, а также ориг работы рус. психоаналитиков Однако в нач. 30-х гг. расположение офиц кругов к II сменилось критич отношением Выход психоаналитич. изданий был прекращен, все учреждения закрыты В последующие годы в отеч. лит-ре господствовала односторонняя критика П, книги фрейдистской ориентации были изъяты из библиотек В кон. 80-х гг. отношение к II изменилось Осуществлены новые издания работ Фрейда В С -Петербурге создан Психоаналитич. ин-т Воссоздано Рос. психоаналитич. об-во, к-рое с 1992 издает журн «Рос. психоаналитич. вестник»
Источи Фрейд 3, Осн. психол. теории в психоанализе, пер с нем, M -П, 1923 его же, Лекции по введению в психо анализ, [т 1—2], M -П, 1922 Грин Г, Психоанализ в школе, M, 1924, Гут Г с л —м у т Г, Новые пути к познанию дет возраста, пер с нем, Л, 1926, Фрейд А, Введе ние в технику дет психоанализа, пер с нем, Од, 1927, Psychoanalytische Padagogik, Hrsg G Ammon, Hamb, 1973, V i n n a i G, Psychoanalyse der Schule, всб Bruder K -J [u a], Kritik der Padagogischen Psychologie, Rembek, 1976, Hey G, Psychoanalyse des Ler-nens, Dusseldorf, 1978, The course ofhfe psycho-analytic contnbutions toward understandmg perso nahty development, ed by S Greenspan, G Pol lock, v 1—3, Adelphi, 1980—81
Лит Лейбин В М Психоанализ и философия неофрейдизма, M, 1977, Б л о и с к и и II П, Очерки дет сексуальности, в егокн Избр пед.и психол. соч. т 1, М,1979, И л и и Г Л, Проблемы науч. статуса пси хоанализа в кн Бессознательное природа функции, методы исследования, т 4, Тб, 1985, ЭткиндА М, Эрос. невозможного История психоанализа в России, СПБ, 1993, К 11 n e P, Psychology and Freudian theory, L 1984
B M Лейбин
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.