ПИРОГОВ это:

ПИРОГОВ
Николай Иванович [13(25). И.1810, Москва, — 23.11(5.12). 1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы], анатом, хирург, педагог, обществ, деятель, ч.-к. Петерб. АН (1846). В 1828 окончил мед. ф-т Моск. ун-та, готовился к профессуре (1828—32) при Дерптском ун-те, затем на 2 года был направлен в Германию (Берлин, Гёттинген) для науч. и проф. совершенствования. С 1836 проф. Дерптского ун-та, с 1841 — Медико-хирургич. академии в Петербурге. Был организатором помощи раненым в воен. действиях на Кавказе (в 1847) и в период Крымской войны (1854—55). С 1856 занимал должность попечителя Одесского уч. округа, с 1858 — Киевского. С последнего поста уволен в марте 1861. В 1862—66 руководил занятиями молодых учёных, направленных для подготовки к профессорской деятельности за границу (Гейдельберг). С 1866 в отставке, жил в своём имении в с. Вишня. В 1870 и 1877 по просьбе Об-ва Красного Креста во время франко-прус. и русско-тур. войн выезжал в действующую армию для оказания помощи раненым и больным. В мае 1881 в Москве торжественно отмечено 50-летие науч. и практич. деятельности П., он был избран почётным гражданином Москвы.

Своё пед. кредо П. выразил в ст. «Вопросы жизни» («Морской сборник», 1856, № 9). Показав нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, П. выдвинул в качестве гл. цели воспитания формирование высоко-нравств. личности, готовой отрешиться от эгоистич. устремлений ради блага общества. Формирование личности, считал он, требует осуществления принципов гуманизма и демократизма на всех ступенях и во всех формах воспитания и обучения. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на науч. основе, начиная от начальной и кончая высш. школой, так, чтобы одно уч. заведение служило базой для другого и, вместе с тем, давало знания для практич. жизни. Содержание образования и организация уч. работы должны обеспечить развитие умственных способностей, приобретение широких знаний, планомерную подготовку ума к самостоят, деятельности. Спец. образование может строиться только на основе общего, гл. задача к-рого — составлять постепенное развитие умственных способностей учащегося, восприимчивости к разл. областям знания. Важную роль отводил методам обучения, подчёркивая, что результативен только такой способ преподавания, в к-ром активен и учитель и ученик, когда учитель умеет активизировать все духовные (не только умственные) силы учащегося. Отсутствие способности владеть вниманием воспитанников П. расценивал как источник неудач пед. воздействий. Большое значение он придавал умению учителя учитывать индивидуальные различия в характере и способностях учеников. Успех обучения П. ставил в зависимость от 4 осн. факторов — личности ученика, личности учителя, индивидуального подхода, особенности уч. предмета.

Задачи обучения П. считал подчинёнными воспитанию и нравств. развитию личности. Анализируя сущность воспитания как сознат. управления процессом формирования личности, П. называл в качестве безусловного руководящего принципа уважение к ребёнку. Необходимым условием успеха в воспитании считал изучение особенностей дет. природы, закономерностей психич. и физич. развития ребёнка, а также знание индивидуальных свойств каждого воспитанника. Важнейшую воспитат. роль он отводил личности воспитателя, отмечая, что высокая нравственность педагога — основа нравственности ребёнка. Большой нравств. потенциал видел в развитии познават. интересов. В процессе воспитания гл. внимание П. уделял выработке высоких нравств. убеждений и цельного мировоззрения. Стремление к моральному самосовершенствованию требует большой внутр. работы над собой, умения вглядываться в свой внутр. мир, честно признавать свои ошибки и недостатки. Взгляды П. оказали большое влияние на развитие рус. пед. мысли и получили большой обществ, резонанс. Выдвинутые им принципы получили развитие как в творчестве его современников (К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, В. Я. Стоюнин и др.), так и в деятельности передовых представителей науки следующих поколений, способствовали возникновению широкого движения за изучение ребёнка и разработке науч. основ воспитания и обучения.

Соч.: Собр. соч., т. 1—8, М., 1957—62; Избр. пед. соч., вступ. ст. В. 3. Смирнова, М., 1953; Избр. пед. соч., вступ. ст. А. Н. Алексюк и Г. Г. Савенок, М., 1985.

Лит.: Волкович В. А., Друг человечества Н. И. Пирогов, СПБ, 1910; Памяти Н. И. Пирогова. Сб. ст., [СПБ, 1911]; Совр. значение пед. идей Н. И. Пирогова [Сб. ст.], СПБ, 1911; Красновский А. А., Пед идеи Н. И. Пирогова, М., 1949; [Д и с n p о в Э. Д.], Н. И. Пирогов — зачинатель обществ.-пед. движения 60-х гг., в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. 2-я пол. XIX в., М., 1976; Никольская А. А., Роль Н. И. Пирогова в рус. пед. психологии, ВП, 1982, № 1; с ё ж е, Н. И. Пирогов: нравственный человек — цель воспитания, СП, 1990, № п. л. д. Никольская.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ПИРОГОВ" в других словарях:

  • ПИРОГОВ — Николай Иванович (1810V81), знаменитый хирург. Род. в Москве в семье провиантского чиновника. 14 лет П. поступил на мед. факультет. По окончании курса в 1827 г. он избрал своей специальностью хирургию и как один из лучших студентов был направлен… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПИРОГОВ — Николай Иванович (1810 1881), хирург, естествоиспытатель, педагог и общественный деятель, основоположник анатомо экспериментального направления в хирургии и отечественной военно полевой хирургии, член корреспондент Петербургской АН (1847).… …   Русская история

  • Пирогов — Пирогов, Александр Степанович Александр Степанович Пирогов Дата рождения 22 июля (4 августа) 1899(1899 08 04) Место рождения Рязань Дата смерти …   Википедия

  • Пирогов — ПОЛУВАЛОВ ПОЛУХВОСТКИН ПИРОГ ПИЩАЛЬНИКОВ Фамилии от названий торговых профессии отца. Полувалов торговец грубой низкосортной кожей, Полухвосткин торговец плохой свиной щетиной. (Э) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) ПИРОГОВ На …   Русские фамилии

  • Пирогов — (Николай Иванович, 1810 1881) один из величайших врачей ипедагогов наст. столетия и по cиe время самый выдающийся авторитет повоенно полевой хирурги. П. родился в Москве, дома получил первоначальноеобразование, затем учился в частном пансионе… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ПИРОГОВ — Николай Иванович (1810 81), врач, естествоиспытатель, педагог, основоположник военно полевой хирургии в России и анатомо экспериментального направления в хирургии. Участник Севастопольской обороны (1854 55), франко прусской (1870 71) и русско… …   Современная энциклопедия

  • ПИРОГОВ — «ПИРОГОВ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1947, ч/б, 92 мин. Биографический фильм. О жизни и деятельности русского ученого, анатома, хирурга, основоположника военно полевой хирургии, общественного деятеля Николая Ивановича Пирогова (1810 1881).Первая большая… …   Энциклопедия кино

  • Пирогов — I Пирогов         Николай Иванович [13(25).11.1810, Москва, 23.11(5.12).1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы], русский учёный, врач, педагог и общественный деятель, член корреспондент Российской АН (1847). Родился в семье мелкого служащего. В… …   Большая советская энциклопедия

  • ПИРОГОВ —   1947, 92 мин., ч/б. жанр: историко биографический.   реж. Григорий Козинцев, сц. Юрий Герман, опер. Андрей Москвин, Анатолий Назаров, Наум Шифрин, худ. Евгений Еней, комп. Дмитрий Шостакович, зв. Илья Волк, Борис Хуторянский.   В ролях:… …   Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • Пирогов — Николай Иванович (1810 1881), российский врач хирург, анатом. Основоположник отечественной военно полевой хирургии. Впервые провел операцию под наркозом на поле боя (1847), провёл ряд сложнейших хирургических операций, среди его пациентов был… …   Биологический энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «ПИРОГОВ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»