НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

течение в педагогике, возникшее в кон. 19 в. в рамках реформаторской педагогики. Идеи Н. в. отражали потребность общества в подготовке через школу (гл. обр. среднюю) разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в разл. сферах экон., гос. и обществ. жизни. Это течение объединило мн. педагогов, требовавших радикального изменения организации школы, содержания и методов воспитания и обучения, сыграло позитивную роль в развитии пед. теории и шк. практики в 20 в. Активными деятелями Н. в. были А. Ферьер, О. Декроли, Э. Демолен, Г. Литц, Г. Ви-некен, Дж. Дьюи, Р. Кузине и мн. др. педагоги, в т. ч. и сторонники свободного воспитания (Э. Кей, Л. Гурлитт, К. Н. Вентцел, И. Н. Горбунов-Посадов и др.). Представители Н. в. считали себя последователями Ж. Ж. Руссо, выдвинувшего идею естеств. воспитания, вследствие чего Н. в. иногда называют неоруссоизмом или неофилантропизмом.

Согласно концепции Н. в., в школе (первоначально только интернатного типа) должна быть создана такая воспитывающая среда, к-рая обеспечит физич., умственное и нравств. развитие детей и подготовит их к широко трактуемой практич. деятельности. Особенно большое значение представители Н. в. придавали физич. развитию детей, в к-ром они усматривали предпосылку раскрытия интеллектуальных сил и способностей. Чтобы создать условия для правильного физич. развития детей, школы нового типа предлагалось создавать в сел. местности. В жизни воспитанников важное место отводилось занятиям физич. трудом, спортом, играми, дальними экскурсиями.

Теоретики Н. в. различали умственное развитие и образование, т.е. вооружение знаниями, отдавая предпочтение первому. Они отрицательно относились к книж. образованию, основанному на запоминании множества фактов, часто не связанных между собой, и считали, что в школе учащимися должна усваиваться система логически связанных знаний, имеющих практич. применение и помогающих осмысливать явления и факты окружающей жизни. В кон. 19нач. 20 вв. велась дискуссия о характере ср. школы: должна ли она быть общеобразовательной или специализированной в зависимости от будущего рода занятий учащихся. Приверженцы Н. в. видели решение вопроса в сочетании одного с другим: в мл. классах ср. школы все дети должны изучать одни и те же предметы, в старшихследует принимать во внимание личные интересы учащихся, избранную ими будущую деятельность. Для этого наряду с обязательными для всех предметами (родной и иностр. языки, история, география, естествознание, математика) должны изучаться предметы по выбору.

Теоретики Н. в. выдвинули принцип концентрации предметов преподавания, согласно к-рому одновременно должно изучаться ограниченное число предметов. Монотонность и однообразие в уч. работе преодолеваются не частой сменой уч. дисциплин, а путём использования разнообразных методов и приёмов обучения, стимулирующих активность учащихся. Методы обучения должны опираться преим. на индукцию, вести учащихся от фактов к выводам и обобщениям, развивать логич. мышление, желание и умение самостоятельно добывать знания

Нравств. воспитание, по мнению теоретиков H в, призвано содействовать формированию цельной личности Задача школы в том, чтобы дать возможность свободно развиваться сильной воле, умению управлять своими желаниями, предвидеть последствия своих поступков, контролировать себя Средства нравств. воспитанияавторитет воспитателя, строгое выполнение установленных самими учениками правил, самоуправление, использование образоват. возможностей худож. лит-ры Большое значение придавалось развитию у детей религ. чувств, но преподавание к -л конкретного вероучения не допускалось

Первая «новая школа» на основе принципов Н. в открыта в 1889 в Абботс-хольме (Англия) С Редди Вскоре были основаны Бидельская школа Дж Бэдли (Англия, 1892), школа Рош Демолена (Франция, 1899), «сельские воспитательные дома» Литца (Германия, 1902), «свободная школьная община Викерсдорф» Винекена (Германия, 1906), а также ряд школ в др. странах, в т.ч. и в Россиишкола E С Левицкой в Царском Селе (1900)

В 1912 сторонники H в организовали «Междунар. бюро новых школ» во главе с Ферьером С целью установления контактов и организации обмена опытом между разл. эксперим.школами, пытавшимися строить свою работу на основе идей H в, был сформулирован ряд принципов, характеризующих «новые школы» проведение ими пед.экспериментов, совм. воспитание мальчиков и девочек, интернатный характер школы, объединение детей в небольшие группы (1012 чел), широкое использование в пед.целях физич. труда, спорта, экскурсий, построение уч процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, сочетание в обучении коллективных и индивидуальных форм работы, дет самоуправление и т. д. «Новыми школами» было решено считать лишь те учреждения, к-рые обладают не менее чем 15 признаками из предложенных 30

Все «новые школы» были частными ср уч. заведениями и предназначались для детей из состоятельных семей Этим определялись весь строй жизни и характер уч. -воспитат. работы в «новых школах». Вместе с тем формы и методы физич. воспитания детей, психологически обоснованные методы и приемы активизации их умственной деятельности, широкое использование педагогически целесообразных видов ручного труда, стремление приблизить содержание общего образования к потребностям практич.деятельности без уклона в узкую специализациюэти и др. стороны теории H в заслуживают внимательного изучения и творческого использования

Накануне 1-й мировой войны и особенно после ее окончания начали появляться «новые школы» др. типа, часто называвшиеся эксперим.школами (школы Декроли в Бельгии, школы Кузине во Франции, школы-общины в Гамбурге, опытные школы в Бремене, ряд школ в США) Они открывались в городах и предназначались для приходящих детей Большинство из них было не средними, а начальными Их организаторы гл. внимание обращали на изменение характера обучения, согласование его с психич. особенностями детей разл. возрастных групп Работа в опытных школах велась, как правило, в духе т и педагогики действия Для эксперим.школ были характерны использование комплексной системы обучения вместо предметной, замена классно-урочной организации обучения индивидуальной самостоят. работой учащихся (Декроли) или занятиями в добровольно создаваемых детьми группах (Кузине) Содержание обучения, отбор тем, по к-рым группировался уч материал (вместо изучения отд. предметов), определялись, как правило, интересами детей, что приводило к нарушению систематичности образования

К сотрудничеству со школой привлекались родители учащихся, представители местного самоуправления, дети участвовали в решении вопросов не только шк жизни, но и жизни своего города Особенно характерно это было для опытных школ Германии и США Мн преподаватели этих школ увлекались идеями свободного воспитания

Объединение сторонников Н в в 1915 распалось В 1921 оно было восстановлено под назв. «Лига нового воспитания» («The New Education Fellowship») B 1932 в нее входили представители 53 стран, делившиеся на секции по языковому принципу После 1933 «Лига нового воспитания» практически прекратила работу В нач. 50-х гг. деятельность сторонников Н в возобновилась под эгидой ЮНЕСКО ИдеиН в пропагандируются на разл. междунар. конференциях по нар. образованию, через пед.журналы, особенно через издающийся в Великобритании журн «New Era m School and Home» («Новая эпоха в школе и семье»)

Лит. Победоносцев К П, Новая школа, M, 1898, Джунковская Е, Ср школа нового типа в зап -европ. гос-вах, СПБ, 1902, Левитина M, Опыт новой школы, M, 1912, Гергет А Готалов-Гот-л и б А, Совр. пед.течения, [X], 1925, К а р с с и Ф, Совр. опытные школы в Германии, пер с нем, MЛ, 1924, Опытные школы в Германии (Сб ст), пер с нем, M, 1926, Феррьер А, Из опыта новой школы Запада, пер с франц, MЛ, 1926, Новая школа в Германии (Сб ст), пер с нем, MЛ, 1928, Уошборн К, Новые школы Зап Европы, пер с англ. M, 1928, R с d d i e С, Contnbution to the organization of a normal tertiaryhigher secondary school, — N 2, Abbotsholme, L, 1900, Grunder Fr, Lan-derziehungsheime und freie Schulgememden, Lpz, 1916, L i e t z H, Deutsche Landerzie-hungsheime, LpzVeckenstedt (Harz), 1917, Wyneken G, Der Kampf fur die Jugend, Jena, 1919, BoydW, RawsonW, The story of the new education, L, [1965], M i a l a -r e t G (red), Education nouvelle et monde moderne, P, 1992 А И Пискунов

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ" в других словарях:

  • НОВОЕ ВОСПИТАНИЕ — направление педагогики, возникшее в странах Зап. Европы в кон. 19 нач. 20 вв. Его сторонники (О. Декроли, Э. Демолен, С. Редди, А. Ферьер и др.) взамен словесно догматической школы открывали т. н. новые школы, платные загородные интернаты.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Новое воспитание — течение в педагогике конца XIX начала XX веков. Цель его – создание системы воспитания инициативных, разносторонне развитых людей, способных стать в перспективе предпринимателями, активными деятелями в различных областях государственной и… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • новое воспитание — направление педагогики, возникшее в странах Западной Европы в конце XIX  начале XX вв. Его сторонники (О. Декроли, Э. Демолен, С. Редди, А. Ферьер и др.) взамен словесно догматической школы открывали так называемые новые школы  платные загородные …   Энциклопедический словарь

  • Новое воспитание —     течение в педагогике, возникшее в конце 19 в. в рамках реформаторской педагогики. Идеи Н.в. отражали потребность общества в подготовке через школу (гл.о. среднюю) разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в… …   Педагогический терминологический словарь

  • воспитание — (психологический аспект) 1) в широком смысле процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т. ч. специально …   Большая психологическая энциклопедия

  • Воспитание —  Воспитание  ♦ Education    Преобразование человеческого детеныша, который при рождении почти не отличается от своего далекого предка, жившего десяток тысяч лет назад, в цивилизованное человеческое существо. Это предполагает, что ему по… …   Философский словарь Спонвиля

  • Новое монашество — Новое монашество, или Неомонастицизм (англ. new monasticism, neomonasicism)  современное воплощение древней традиции христианского монашества, недавно получившие развитие в некоторых христианских общинах.[1] Содержание 1 Происхождение 2 …   Википедия

  • Новое обучение — (New Learning), назв. нового подхода к образованию, введенного в практику европ. гуманистами (гуманизм) в 15 нач. 16 вв. Сначала этот метод предусматривал только скрупулезное изучение Библии и древн. христ. рукописей для более глубокого понимания …   Всемирная история

  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физич. совершенствования Цель Ф в разностороннее развитие личности человека, его физич. качеств и способностей, формирование двигат навыков… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Коммунистическое воспитание —         планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма.          До возникновения марксизма не было …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
https://pedagogicheskaya.academic.ru/1729/%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%9E%D0%95_%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%9F%D0%98%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95 Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»