- ДВОРЯНСКИЕ ИНСТИТУТЫ
- в России 19 в закрытые муж ср уч заведения для дворянских детей Создавались в ходе осуществления шк реформы 1828 как гос уч заведения, дававшие светское образование и воспитание Утверждению привилегированных уч воспитат заве дений (Дни благородных пансионов при гимназиях) способствовал циркуляр мин нар просвещения графа С С Ува рова (1833) Прообразом Д и можно считать Благородный пансион при Моек ун те и Царскосельский (Александров ский) лицей В России существовало 5 Д и в Москве (1833—49), Вильне (1838—63), Пензе (1843—63), H Новгороде (1844—1917) и Благородный ин т в Варшаве (1844—63) Они готовили воспитанников к статской и дипломатич службе, к поступлению в ун т Д и были созданы на базе гимназий и благородных пансионов за счет казны и существовали на добровольные пожертвования дворянских обществ Со держание и обучение пансионеров было платным Учителя набирались из вы пускников ун тов Финансовая и уч де ятельность Д и контролировалась инс лекторами уч округов, гос контролером почётным попечителем и губернским предводителем дворянства
В ин ты принимались мальчики из знатных фамилий в возрасте 10—12 чет пос ле предварит испытаний в чтении письме, арифметике, языках истории, законе Божьем Преимуществ правом пользова лись сироты, дети офицеров и статских лиц, отмеченных наградами
Распорядок дня в Д и предусматривал чередование с 6 до 22 ч занятии и досуга Воспитанники постоянно находились в обществе наставника или учителя 6 лет нии курс Д и (введенный вместо 7 лет него курса гимназии) включал наряду с осн гимназич предметами логику, эсте тику, философию, обучение иск вам (танцы, музыка), фехтованию, верховой езде углубленное изучение иностр язы ков (нем, франц, иногда англ) Прог рамма по древним языкам была значи тельно сокращена, греч яз иногда исключался Преподавались естеств ис тория спец предметы ситуационное чер чение, сел домоводство, рос законоведе ние и судопроизводство По большей ча сти дисциплин проводились ежегодные испытания По окончании Д и воспитан ники получали право поступления в ун т без доп экзаменов Изменения в програм ме Д и по сравнению с программами гим назий отразили тенденцию постепенного отхода от системы классич образования к рый был закреплен шк реформой 1864
Просуществовавший дольше других Нижегородский (имени имп Александра II) Д и постепенно утратил характер закрытого сословного уч заведения и стал принимать представителей всех сословий и всех христ исповеданий на правах при ходящих своекоштных учащихся, для малообеспеченных воспитанников были учреждены стипендии
Д и не получили в России распростра нения т к дворяне традиционно стре мились определить своих детей в воен уч заведения, широкая сеть гимназий (в т ч с пансионами) удовлетворяла пот ребность в классич образовании, содер жание закрытых уч заведений было обременительным для дворянских об в В дворянском образовании ведущая роль сохранялась за столичными уч заведени ями, поддерживаемыми казной (Лицей,
Училище правоведения, Пажеский кор пус)
Лит Общий отчет представленный Его Имп Величеству по МНП за период с 1834 по 1913 г. СПБ, [1835—1916] III м и д E История ср уч заведений в России пер с нем СПБ 1878, Михайлов А А Ис тория Нижегородского дворянского ин та имп. Александра II за 60 лет его существования (1844—1904) H Новгород 1904
H В Кеворкова
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.