- ГРАЧЁВА
- Екатерина Константиновна (1866, Петербург, — 1934, Ленинград), педагог-дефектолог. Почти 40 лет своей жизни посвятила заботе о детях с тяжёлыми физич. и психич. недостатками (среди её воспитанников были и слепоглу-хонемые). В 1894 организовала в Петербурге первый в России приют для слабоумных и эпилептиков, в к-ром обучала их элементарным знаниям; в 1898 при приюте была открыта школа. В 1900 добилась учреждения благотворит, орг-ции для оказания помощи слабоумным. В этом же году ею были открыты курсы по подготовке сестёр-нянь для работы со слабоумными детьми и эпилептиками. По инициативе Г. и при её участии в нач. 20 в. открыты приюты для слабоумных в др. городах России. Выступала за обязат. обучение всех аномальных детей грамоте и такую организацию трудового обучения, к-рая делала бы их жизнь в спец. учреждениях радостной и полезной, а труд производительным. Сотрудничала с В. М. Бехтеревым, А. Ф. Лазурским, А. Ф. Остроградским и др.
После Окт. революции участвовала в преобразовании благотворит, приютов в гос. дет. дома. В 1918—20 преподавала на Петроградских курсах по подготовке педагогов-дефектологов. Автор первых в России книг, посвящённых методам воспитания и обучения глубокоотсталых детей.
Соч.: Беседы с сестрами-нянями о воспитании и развитии детей-идиотов и эпилептиков, СПБ, 1902; Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами, СПБ, 1907; Приюты-школы для детей-идиотов и эпилептиков в Швеции, Франции и Германии, СПБ, 1909; Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка, [предисл. Л — С. Выготского], М. — Л., 1932.
Лит.: Замский X С., История оли-гофренопедагогики, М., 19802.
X. С. Замский.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.