- ГОРНОЗАВОДСКИЕ ШКОЛЫ
уч. заведения при горных з-дах в России в 18—19 вв., созд. для подготовки квалифициров. рабочих и техников, а также делопроизводителей. Имели общеобразоват. характер и в то же время положили начало проф.-тех. образованию в России. В первой Г. ш. при Олонецких з-дах (осн. в 1715) обучались арифметике, геометрии, рисованию, основам артиллерии, инж. дела 20 дворян, присланных из Петербурга. В 1721 были открыты Г. ш. на Урале: в Кунгуре, а также при Алапаевском, Ук-тусских з-дах; в 1724—25 действовали 2 школы в Екатеринбурге (100 уч-ся). В 1735—41 Г. ш. постепенно были открыты при всех крупных казённых з-дах Урала; в 29 школах обучалось св. 600 уч-ся — дети мастеровых и работных людей, солдат, подьячих, до 1740 — духовенства, с 1735 — дворян; были и дети крестьян. Осн. типами Г. ш. были словесные и арифметические, дававшие навыки чтения, письма, действий с целыми и дробными числами, в нек-рых Г. ш. изучали геометрию. В Екатеринбурге (с 1735) имелось 5 Г. ш. разного типа: словесная, арифме-тич., лат., нем. и знаменованная (рисовальная). Среди учащихся нем. Г. ш. преобладали дети дворян, заводской администрации, в латинской школе обучались гл. обр. дети духовенства и иностранцев. В словесной школе был выделен класс пения; в арифметической наиб. способные ученики от геометрии переходили к тригонометрии, маркшейдерству, пробирному делу или геодезии; в латинской и немецкой изучались языки и элементы истории, географии; в знаменованной — рисование кистью и пером. Ученики из знаменованной и нем. школ, а также нек-рые из латинской посещали арифметическую, а учащиеся из арифметической — знаменованную школу.
Основы организации и деятельности Г. ш. Урала были определены В. Н. Татищевым, начальником з-дов в 1720—22 и в 1734—39. Он разработал программы обучения, воспитания и проф. подготовки учащихся, включая практич. занятия. Однако организов. обучение ремёслам велось лишь в Уктусской школе (осн. в 1721) и в Екатеринбургских школах во 2-й пол. 30-х гг. 18 в. Большинство учащихся после распределения их по гл. специалистам, мастерам знакомилось с заводскими специальностями, при этом немногие продолжали обучение в Г. ш. Выпускники Г. ш. Урала направлялись на 3-ды Сибири, Севера, обслуживали нужды Берг-коллегии. В нач. 40-х гг. 18 в. св. половины Г. ш. Урала были закрыты из-за недостатка средств.
В Сибири первая Г. ш. была открыта при Нерчинском з-де в 20-х гг. 18 в. В 30-х гг. Г. ш. появились в Красноярском крае при Луказском, Ирбинском з-дах, в 1753 на Алтае (Барнаул). Во 2-й пол. 18 в. сеть Г. ш. в Сибири была расширена.
В Нерчинской и Барнаульской школах наряду с чтением, письмом и арифметикой были введены спец. предметы, практич. занятия. В 80-х гг. 18 в. Барнаульская Г. ш. стала первым ср. уч. заведением, готовившим техников горного дела (срок обучения 5—6 лет).
В 1837 в России действовало 46 Г. ш.: 1 — в Петерб. губ., 2- в Олонецкой, 1 — в Вятской, 18 — в Пермской, 5 — в Оренбургской, 2 — в Екатеринославской, 8 — в Томской, 9 — в Иркутской, кроме того, 2 горных уч-ща — в Барнауле и Нерчинске, Горная техн. школа при Петерб. технол. ин-те. На Урале в Г. ш. обучалось св. 1,2 тыс., в Сибири — 1,7 тыс., в остальных Г. ш. — 0,5 тыс. чел.
Школы Уральских казённых з-дов (1847) положили начало созданию системы горнотехн. образования на Урале: открылись элементарные Г. ш. при з-дах (срок обучения 2 года), 6 окружных уч-щ с обучением общим и спец. предметам (срок обучения 4 года) и Уральское горное уч-ще — ср. спец. уч. заведение (осн. в 1853, срок обучения — 4 года). Во всех уч. заведениях вводились практич. занятия, в Уральском уч-ще — месячная практика на произ-ве. Лучшие ученики Г. ш. рекомендовались в окружные уч-ща; окончившие окружные уч-ща — в Уральское. На Урале было открыто 6 жен. Г. ш. Расширялась сеть Г. ш. и уч-щ на казённых з-дах Юга России, в Сибири, действовали они и при нек-рых частных предприятиях.
В 1879 Г. ш. были переданы из Горного ведомства в ведение Мин-ва нар. просвещения и преобразованы в двухклассные нач. и гор. уч-ща, лишённые практич. уклона, что отрицательно сказалось на подготовке кадров низшего звена для горной пром-сти. Вопрос. о реорганизации горнотехн. образования обсуждался на съездах горнопромышленников Урала, Юга России в нач. 20 в., но так и не был решён до революции.
Лит.: Нечаев Н. В., Горнозаводские школы Урала. (К истории проф.-тех. образования в России), М., 1956 (библ.); Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР, XVIII в. — первая пол. XIX в., М., 1973, гл. 13. А. М. Сафонова.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.