- ГЕДОНИЗМ
(от греч. hedone -наслаждение), этич. учение, а также система взглядов и образ жизни, считающие наслаждение высш. благом и критерием человеческого поведения и сводящие к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривалось как осн. движущее начало человека, заложенное в нём от природы и предопределяющее все его действия. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму. Возник в Др. Греции в учении Аристиппа (4 в. до н. э.), считавшего, что добром является всё, что доставляет человеку наслаждение. Его последователи исходили из того, что любое наслаждение и действие, ведущее к нему, оправданы. наиб. известен своим обоснованием Эпикур (3 в. до н. э.), учивший, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутр. невозмутимость души. В эпоху Возрождения идеи Г. развивались в духе гуманистич. этики и утверждали ценность человека во всех его жизненных проявлениях (напр., в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»). Для просветителей 18 в. Г. был одним из средств борьбы с религиозно-догматич. мировоззрением. В дальнейшем Г. нашёл наиб. полное выражение в утилитаризме.
Т. осн. на стремлении человека получить наслаждение. Как целостное отношение к миру Г. может принимать разл. формы и содержание. Гедонистич. мировоззрение строится на утверждении, что наслаждение — непременная предпосылка моральности, т. к. нельзя требовать добродетели от человека страдающего, желания к-рого не удовлетворены; счастье заключается в лёгкости и безмятежности существования и т. п. Принятие наслаждения в качестве высш. цели, как правило, связано с отрицанием регулирующих обществ. норм, препятствующих получению макс, наслаждения. Гедо-ник стремится получить наслаждение любой ценой, что неизбежно ведёт к разнузданности. При этом меняется восприятие личностью окружающего мира: человек осознаёт себя лишь через наслаждение, а сам объект наслаждения превращает в предмет утоления страсти. В крайнем проявлении страсть может утоляться за счёт страдания др. человека, поэтому одно из предельных воплощений Г. — садизм.
Гедонистич. характер человека может обнаружиться в жажде власти, в хамстве (наслаждение здесь доставляет сознание собств. исключительности и возможность безнаказанно унизить др. человека). Вместе с тем стремление к наслаждению может быть возвышенно и удовлетворено в утончённом общении, творчестве. Обращение к Г. может означать несогласие, протест человека против тех социальных структур, в к-рые он оказался включённым помимо своей воли. Однако, как правило, такой вызов обществу выливается в квиетизм, в малодушный уход от действительности.
В большой степени Г. характерен для отроческого и юношеского возраста, гл. обр. в силу социального статуса молодёжи, в большинстве своём ещё не обремененной семьёй. Кроме того, у молодых людей в связи с их возрастными, психол. особенностями стремление к наслаждению в меньшей степени, чем у взрослых, вступает в противоречие с реальностью, существенно его ограничивающей. Долго сохраняющееся Гедонистич. мировосприятие может свидетельствовать об инфантилизме личности, эгоистич. сконцентрированности на себе. Г. нередко провоцируется социальным устройством общества, не дающим развивать гражд. активность молодёжи или не предоставляющим ей возможностей для удовлетворения потребностей, в т. ч. в сфере досуга.
P Г Апресян.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.