- ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
всеобуч, всеобщее образование, принцип организации нар. образования — обучение всех детей и молодёжи определённего возраста в уч. заведениях, дающих учащимся установленный гос-вом объём знаний и уч. навыков.
В. о. обеспечивается системой мероприятий: законодательных (установление обязательности обучения и возрастных норм обязат. обучения, общедоступности уч. заведений, бесплатности обучения и т. п.); материально-хозяйственных (финансирование шк. дела, планирование, формирование и развитие сети уч. заведений, их строительство, оборудование и т. п., обеспечение учащихся питанием, а в определённых случаях — жильём, одеждой и др.); организационно-педагогических (определение численности и порядка комплектования контингентов учащихся, подготовка пед. кадров, обучение учащихся на родном языке, издание и распространение уч. лит-ры и др.); программно-методических (обеспечение преемственности последоват. ступеней обучения и воспитания и единого уровня общеобразоват. подготовки в уч. заведениях разл. типа).
В. о. — одна из фундаментальных со-пиально-пед. идей, привлекавшая внимание мыслителей и теоретиков образования. К ней обращались гуманисты эпохи Возрождения (Т. Мор, Я. А. Коменский и др.), социалисты-утописты 18 в. В. о. стало одним из требований нар. масс в борьбе за свои социальные и политич. права.
Первый опыт практич. организации В. о. связан с Реформацией в Германии (16 в.). В протестантизме умение самостоятельно читать (Библию и др. религ. книги) было провозглашено нравств. долгом верующего. Это обусловило внимание протестантской церкви к нар. школе (см. в ст. Школа), гл. задачей к-рой считалось религ. обучение; с этой целью протестантские церк. уставы включали в себя и шк. уставы. В условиях соперничества протестантских и католич. гос— в нар. школа оказалась объектом интереса светской власти, увидевшей в шк. системе, организованной на принципах В. о., эффективный путь к подготовке грамотных солдат, работников, служащих.
Первые гос. законы о нач. В. о. были приняты в нек-рых землях Германии ещё в 17 в. Практически они не были реализованы из-за слабого финансирования шк. дела, нехватки школ и подготовленных учителей. Становление нач. В. о. шло неравномерно, оно определялось особенностями экон. и социального развития отд. стран на пути капитализма. В Пруссии указы о нач. В. о. принимались в 1717 и 1763, в Австрии — в 1774. В 19 в. законы о нач. всеобуче приняты в Дании (1814), Швеции (1842), Норвегии (1848), США (1852—1900), Японии (1872), Италии (1877), Великобритании (1880), Франции (1882), в странах Лат. Америки (нач. 20 в.).
Первоначально В. о. чаще всего провозглашалось как обязательное (см. Обязательное обучение), как шк. повинность (одна из многих других, характерных лля феод. гос-ва). Лишь во 2-й пол. 19 в. обязательность стала стимулироваться бесплатностью обучения. В. о. было переосмыслено как инструмент гос. внутр. политики, влияющий на всю сферу обучения и воспитания подданных. С помощью В. о. гос-во превращало овладение общественно необходимым минимумом знаний, умений и навыков в гражд. обязанность, вытекающую из признаваемого этим гос-вом права личности на образование.
Вместе с тем организация нач. В. о. в 19 в. выявила его одностороннюю ориентацию на потребности рыночного х-ва. Несовпадение всеобщности и бесплатности обучения снижало эффективность деятельности шк. сети; обозначилась тенденция на разделение содержания нач. обучения на улучшенный (городской) и упрощённый (сельский) варианты. Тем не менее утверждение нач. В. о. сыграло важную роль в демократизации шк. дела: стали формироваться нац. системы нар. образования, был сделан важный шаг к массовому обучению, подорвана церковная и сословная монополия на образование.
В нач. 20 в. массовая общеобразоват. школа в большинстве индустриально развитых стран решила задачи нач. В. о., развернулся процесс перехода В. о. на уровень неполного среднего образования, в большинстве стран принятого как базовый. Нач. В. о. было введено и в ранее отстававших в экон. развитии европ. странах: Албании (1924, 1934), Болгарии (1921) и др. В развитии В. о. лидировали США, где возрастной ценз для школьников достигал 16—18 лет и быстро росли гос. расходы на шк. стр-во, подготовку учителей.
Науч.-техн. революция 2-й пол. 20 в. остро выявила необходимость повышения образоват. уровня трудящихся, организации гос. систем подготовки ква-лифициров. рабочих кадров. В 40—70-х гг. в большинстве индустриально развитых стран приняты законы о новом продлении сроков обязат. обучения. Всеобщность базового обучения подкреплялась разработкой модернизированных шк. программ, в т. ч. для т. н. компенсаторного обучения детей из малообеспеченных семей. Общей тенденцией стало усиление многовариантности получения базового и последующего шк. образования с использованием альтернативных уч. программ, реализуемых в уч. заведениях как государственного, так и негосударственного секторов, в разл. альтернативных школах и т. п. Характерный для нач. 20 в. организац.-пед. подход к В. о. сменился ориентацией на комплекс социально-пед. мер, призванных ослабить негативные последствия урбанизации, кризиса семьи и т. п., повысить мотивации к учению. Значит. внимание уделяется систематич. совершенствованию содержания общего образования, методик преподавания, условий обучения.
В развивающихся странах В. о. является одной из крупных социально-пед. проблем. В нач. 70-х гг. в Африке св. 50% детей шк. возраста не посещало нач. школу, в Азии — 40%, в Лат. Америке — св. 20%. В сер. 80-х гг. доля учащихся нач. школы в общей численности детей мл. шк. возраста возросла до 90%. Нач. школа в большинстве развивающихся стран стала превращаться в массовую. Однако вследствие недостаточного ма-териально-хоз. обеспечения, нехватки пед. кадров миллионы детей лишены возможности посещать нач. школу. Более чем в 40 странах не приняты законыо В. о. Серьёзной проблемой остаётся организация обучения на родном языке. Трудности осуществления В. о. в развивающихся странах в Значит. мере объясняют сохранение высокого уровня массовой неграмотности в мире (см. Грамотность). А. М. Новиков, А. В. Лоренсов.
В России вопрос. о введении В. о. поднимался нек-рыми обществ. деятелями и педагогами с 18 в. В 60—70-х гг. 19 в. земства, к-ты грамотности и др. обществ. орг-ции накопили Значит. опыт развития негос. шк. сети и разработали эффективные методы распространения нач. обучения. Однако в 1881 в опубликованных материалах спец. обследования, проведённого по указанию властей, был сделан вывод о несвоевременности введения В. о. в России. После 1897 МНП выделяло Значит. кредиты на организацию школ силами местного самоуправления, но эти средства не могли существенно изменить развитие шк. сети, Организац. трудности, отсутствие закона об обязат. обучении не позволили приблизиться к радикальному решению проблемы В. о. Тем не менее к 1915 усилиями энтузиастов в 15 земствах из более чем 440 (т.е. в 3%) было введено локальное В. о.; св. 80% земств активно вели эту работу. Вместе с тем 40% городов не сочли возможным даже приступить к работам по осуществлению В. о. Разрабатывавшиеся МНП и депутатами Гос. думы проекты В. о. в России не получили силу закона.
С установлением сов. власти В. о. было провозглашено одной из её гл. задач в области просвещения. В окт. 1918 ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР, к-рое узаконивало обязательное бесплатное и совм. обучение всех детей шк. возраста в школах 1-й и 2-й ступени. Устанавливались обязательность учёта детей в возрасте 6—17 лет, снабжение школьников уч. пособиями, питанием, обувью и одеждой. Введение совм. обучения способствовало ликвидации неравноправия женщин в области образования.
С 1923 началась разработка конкретных планов нач. В. о. в РСФСР. Решениями ВЦИК и СНК РСФСР (1925—28) местным сов. органам разрешалось вводить обязат. нач. обучение при достаточной обеспеченности всех детей шк. возраста сетью школ и создании условий доступности обучения.
Законы о введении нач. В. о. были приняты в УССР в 1924, в БССР в 1926, в ЗСФСР и республиках Ср. Азии — в кон. 20-х гг.
В соответствии с решениями 16 го съезда ВКП(б) (1930) и пост. ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном нач. обучении» (25 июля 1930) ВЦИК и СНК СССР приняли пост, о введении В. о. детей 8, 9 и 10 лет в объёме не менее 4-летнего курса нач. школы. К финансированию всеобуча, стр-ву и оборудованию школ были привлечены хоз. и обществ. орг-ции. К 1934 нач. В. о. введено повсеместно.
В 1933—37 в Рос. Федерации и др. республиках осуществлено обязат. 7-летнее обучение в городах и рабочих посёлках. Предусмотренное планом 3-й пятилетки введение ср. всеобуча в городах и завершение 7-летнего всеобуча в сел. местности было прервано нападением фаш. Германии на СССР. Обеспечение всеобуча было гл. задачей сов. школы в годы Вел. Отеч. войны. По пост. СНК СССР (1943) начато шк. обучение детей с 7 лет. С 1943 открывались ШРМ, с 1944 — ШСМ, дававшие образование в объёме семилетки. В 1950—56 в СССР осуществлено 7-летнее, а в 1958—62 — 8-летнее В. о.
В кон. 60-х гг. начался переход к всеобщему ср. образованию молодёжи. Для решения этой задачи быстрыми темпами развивалась сеть ср. школ в сел. местности, а также ср. проф.-тех. и ср. спец. уч. заведений. Однако средний всеобуч вводился без достаточной науч. проработки этой сложной проблемы. Достигнутая массовость охвата учащихся ср. образованием вела к унификации школы и не сопровождалась должным совершенствованием подготовки педагогов, содержания и методик шк. обучения, его материальной оснащённости. Качество обучения, условия пед. деятельности вызывали нарастающую критику общественности. Остро встали проблемы учёта в шк. программах и уч. лит-ре нац., культурных, гражд. интересов личности. Поспешная шк. реформа 1984 не могла поправить положение.
Во 2-й пол. 80-х гг. началась разработка путей радикального реформирования сложившейся в СССР системы образования. Важным этапом этой длительной работы стал Закон Рос. Федерации об образовании (1992). Он установил обязательным получение основного общего образования (требование сохраняет силу, как правило, до достижения возраста 15 лет). Возраст начала обучения и продолжительность его на этапах нач. и основного общего образования устанавливаются уставом уч. заведения. Совершеннолетние граждане могут выбирать уч. заведения и формы получения образования. Установлена обязательная пос-ледоват. преемственность программ общего образования. Впервые узаконено введение образоват. стандартов, в рамках к-рых возможны обучение по индивидуальным планам, получение разл. дополнит, образоват. услуг. В соответствии с Законом гос. органы управления образованием обеспечивают разработку примерных образоват. программ на основе гос. стандартов. Закон отражает идеи многовариантности общеобразоват. школы при сохранении единых ориентации на самоопределение личности, создание условий для её самореализации, на развитие гражд. общества и укрепление правового гос-ва.
Лит.: Нар. образование в СССР. Общеобразоват. школа. Сб. док-тов 1917 —1973, М., 1974; Вопросы организации всеобщего обучения, М., 1953; Организация и планирование всеобщего ср. образования, М., 1957; Просвещение в странах мира, М., 1967; Т а н-гян С. А. Образование и обществ. прогресс в развивающихся странах, М., 1975; Образование в совр. мире, М., 1986.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.