- «ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
- совокупность методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Методологич. и дидактико-метод. основы «В. п.» разработаны Р. Штейнером. Применяется в т. н. свободных валь-дорфских школах (первая открыта в 1919 в Штутгарте для детей рабочих ф-ки «Вальдорф-Астория»; отсюда назв.), вальдорфских дет. садах и в лечебно-пед. учреждениях «Кемпхилл». В 1933—45 на терр. фашистского рейха вальдорф-скне воспитат. учреждения были закрыты, педагоги подверглись репрессиям. Движение за открытие вальдорфских школ и др. возобновилось после 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг., охватив мн. страны. К 1990 в мире насчитывалось ок. 500 вальдорфских школ, ок. 1000 дет. садов. Это частные учреждения, иногда с частичным гос. субсидированием (в разд. странах — от 30 до 80%). Валь-дорфские школы дают полное ср. образование (12 лет обучения; для поступающих в ун-ты есть 13-й, т. н. абитуриентский, класс).
Задача «В. п.» определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и т. о. действовать на пользу прогрессу. Сторонники «В. п.» видят в ней не систематич. и нормативную науч. дисциплину, а — «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки. В основе этого иск-ва многосторонняя разработка Штейнером эстетич. идей И. В. Гёте и Ф. Шиллера, к-рые он в своей гносеологии расширил до сферы трансцендентного, но трактуемого в категориях бытия и развития. Законы творчества рассматриваются как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека; творческая фантазия выдвигается в ряд осн. принципов пед. деятельности и сопрягается с «мужеством к истине» и чувством душевной ответственности.
Гл. действующее лицо в «В. п.» — классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей уч.-воспитат. работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (напол-няемость класса — ок. 30 чел.). Классный учитель разрабатывает и преподаёт осн. общеобразоват. предметы; создаёт и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой и родителями. Учитель не работает по жёсткому плану: необходимый план должен быть «прочитан» непосредственно в каждом ученике.
Дидактико-метод. подходы Штейнер разработал, исходя из представлений Гёте о метаморфозе. Развитие человека рассматривается как цепь имманентных ступенчатых преобразований, протекающих в значит, мере под влиянием биогенетич. закона. Его действие преодолевается на ступени всестороннего развития, и человек достигает подлинной духовной свободы; создание полноценных предпосылок для такой свободы — главная цель «В. п.».
Циклы метаморфоз, по Штейнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для разл. сфер: телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания. «В. п.» исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления — «сначала художественное, затем из него интеллектуальное». Поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется худож. воспитанию, к-рое ориентируется на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к проф. худож. деятельности. Иск-во рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.
Как правило, обучение делится на 3 ступени: до 9 лет, до 12 лет, до выпуска. Нач. обучение ведётся медленно, с преимуществ, использованием разл. образных форм, к-рые применяются и на ст. ступенях. Предметы уч-ся проходят т. н. эпохами: в течение 3—4 нед ежедневно на первых уроках даётся один и тот же предмет, во время паузы в его преподавании подобным образом изучается др. предмет. Учебники в общепринятом смысле не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Значит, внимание уделяется трудовому воспитанию, в процессе к-рого как мальчики, так и девочки овладевают разнообразными практич. навыками от вязания до индустр. труда или полного цикла с.-х. работ. Не исключается и собственно проф. подготовка. Оценки не выставляются. По окончании уч. года классный учитель составляет подробную психол.-пед. характеристику каждого учащегося (общим для педагогов является критич. отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию и отбору одарённых). Сдаются экзамены итоговые после 8-го кл. и выпускные (в присутствии гос. шк. инспектора).
Вальдорфские учреждения автономны и не имеют над собой руководящих инстанций, управляются пед. советом. Пост директора школы отсутствует. Общие вопросы организации воспитат. процесса и др. решаются коллегиально на еженедельных конференциях учителей.
Консультац. центрами для учреждений, применяющих «В. п.», являются Союз свободных вальдорфских школ (центр — в Штутгарте), Интернац. объединение вальдорфских дет. садов (Ганновер), Рабочее объединение лечебно-пед. школ (Вупперталь). Для подготовки преподавателей и воспитателей действуют (как правило, на базе вальдорфских школ) пед. семинары (3—4 года обучения). Издаётся ряд пед. журналов, в т. ч. «Erziehungskunst» («Искусство воспитания», Штутгарт, с 1927).
Лит.: Grosse R., Erlebte Pädagogik, Dornach. 1968; Lindenberg Ch., Waldorfschulen, angstfrei lernen, selbstbewusst handeln, Reinbeck bei Hamburg, 19764; С a r-Igren F., Erziehung zur Freiheit, Fr./M., 1984; Leber St., Die Sozialgestalt der Waldorfschulen, Stuttg., 1982; Kirsch J., Die Waldorfpädagogik, Stuttg., 1984.
Г. А. Бондарев.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.