- БУРЯТИЯ
- Республика Бурятия, входит в Рос. Федерацию. Пл. 351,3 тыс. км2. Нас. 1,04 млн. чел. (1989). Столица — Улан-Удэ.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 819 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 711 чел.). В отраслях экономики занято св. 207,6 тыс. специалистов, в т. ч. св. 79 тыс. с высшим и ок. 128,5 тыс. со ср. спец. образованием.
Первые школы, в к-рых обучались буряты, открыты в 18 в.: Мунгальская при Вознесенском монастыре в Иркутске (1725; готовила переводчиков с монгольского на рус. яз.), главное и малое нар. уч-ща в Иркутске (1789), малое нар. уч-ще в Верхнеудинске (1793). По уставу 1804 создавались приходские уч-ща (в т. ч. специально для бурят: Балаган-ское, Онинское, Индийское и др.) и уездные уч-ща. Занятия с бурят, детьми проводились (за редким исключением) на рус. яз. Практиковалось т. н. частное обучение, к-рое вели и ссыльные декабристы: Н. А. и М. А. Бестужевы, К. П. Торсон (преподавали, напр., естествознание, нек-рые ремёсла), В. К. Кюхельбекер. Декабрист Д. И. Завалишин добился открытия неск. школ для казаков и солдат.
С 1-й пол. 19 в. значит, влияние на бурят Забайкалья оказывал ламаизм; в 1845 при Цугольском дацане открыта первая ламская школа (использовались старо-монг. и тибет. языки и уч. лит-ра на этих языках). Для противодействия ламаизму были организованы рус. аймачные и улусные, а также миссионерские школы. К нач. 60-х гг. 19 в. из открытых ранее для бурят 11 приходских уч-щ действовало только 4. К 1878 в Иркутской губ. работало 9 миссионерских школ, в Забайкалье — 8. Во 2-й пол. 19 в. появились первые жен. уч-ща: русские (Верхнеудин-ское, 1861, с 1870 — 4-классная гимназия; Баргузинское, 1890, и др.) и бурятские (Зунгарское, 1867, и др.). Первое ремесл. уч-ще открылось в Троицкосав-ске в 1866. Там же с 1876 работало первое в Вост. Сибири реальное уч-ще.
Распространению просвещения среди бурят содействовали смотритель Верхне-удинского уч-ща Д. П. Давыдов (1811- 1888), первые учителя-буряты, выпускники уездных уч-щ и Троицкосавской войсковой рус.-монг. школы (1833—83): Я. А. Болдонов (перевёл на бурят, яз. дет. книгу «Золотая азбука...», «Правила для учащихся...», 1839), Н. А. Алексеев. Влияние просветительских идей декабристов испытал первый бурят, учёный Д. Банзаров. Н. С. Болдонов разработал вариант бурят, алфавита на рус. графич. основе, составил рус.-бурят, прописи, букварь (изд. в Петербурге в 1866) и грамматику бурят, разговорного языка. Р. Номтоев составил нач. учебник на родном яз. с использованием алфавита на монг. графич. основе: «Самоучитель, или Расписная азбука...» (издан в 1864 в Казани). В нач. 70-х гг. У. Ц. Онгодов перевёл на бурят, яз. «Родное слово» К. Д. Ушинского (рукопись служила метод, пособием для учителей-бурят). Последователем Ушинского был просветитель-демократ М. Н. Хашалов.
К нач. 20 в. обучением было охвачено ок. 7% рус. детей, ок. 4% бурятских. Грамотность бурят, населения составляла (1897) 7,2%, в Иркутской губ. — ок. 5,2% (в т. ч. на рус. яз. — ок. 4,8%); в Забайкалье — 8,4% (на тибет, и монг. языках — св. 7%; на рус. яз. — ок. 1,4%). Грамотность среди женщин-буряток не превышала 0,6%. В 1914/15 уч. г. на терр. совр. республики в 267 общеобразоват. уч. заведениях (в т. ч. в 257 начальных) насчитывалось 13,5 тыс. уч-ся, работали 423 учителя. В 1916 в ср. уч. заведениях обучалось 1,3 тыс. чел., среди них — ок. 100 бурят.
С установлением сов. власти началась перестройка нар. образования. Бурят-монг. учёный к-т (1922—29), Бурят. НИИ культуры (с 1929) проделали работу по
созданию единой бурят, письменности (введена в 1931; с 1939 — на рус. графич. основе), совм. с Наркомпросом республики наладили выпуск учебников на бурят, яз. и метод, лит-ры. Развернулась ликвидация неграмотности. В 1925 работало св. 190 ликпунктов, в т. ч. 86 с обучением на бурят, языке. В кон. 30-х гг. массовая неграмотность была в основном ликвидирована. В 1923/24 уч. г. было 485 школ 1-й ступени (ок. 20 тыс. уч-ся), из них 230 бурятских (гл. обр. одно-комплектных), 12 малокомплектных школ 2-й ступени, в т. ч. 7 бурятских. В школах было занято св. 680 учителей. В 1920 открыта первая школа ФЗУ. В 1924 организованы первые ШКМ (аймачные). С сер. 20-х гг. формировалась сеть дошк. учреждений. Учительские кадры готовились на курсах и в пед. техникумах, в т. ч. в первом бурят, пед. техникуме (с 1924) в Верхнеудинске. Пед. кадры с высш. образованием для республики готовили Иркутский университет (бурятское отделение с 1926) и др. вузы РСФСР.
С 1930 вводилось нач. обучение. В 1931/32 уч. г. работало св. 690 нач. школ, в т. ч. 317 бурятских, 75 семилетних, 2 средние. Охват детей нач. обучением составил 92,7%. Всего в школах было 76,4 тыс. уч-ся. С 1934 началось осуществление 7-летнего всеобуча: в 1934/35 уч. г. действовало 411 нач., 84 семилетних и 49 ср. школ, а также 14 ср. спец. уч. заведений (созданы гл. обр. в 1930—32). В 1932 основаны первые в Б отраслевые вузы: педагогический им. Д. Банзарова и агрозоотехнический. В 1940 открылись уч. заведения системы трудовых резервов (в 1941 — 1,4 тыс. учащихся). Значительный вклад в развитие бурятской школы внесли Г. Ц. Цы-биков, В. Д. Кудрявцев, Г. Д. Санжеев и др.
В 1947/48 — 1958/59 уч. гг. в целях лучшего усвоения рус. яз. срок нач. обучения детей бурят был увеличен до 5 лет. В 1959 завершено введение 7-летнего всеобуча. В 1965 осуществлён 8-летний всеобуч. В 50-х гг. получили развитие вечерние и заочные общеобразоват. школы (к 1960 — св. 100, св. 9 тыс. уч-ся). В 1969/70 уч. г. в 711 общеобразоват. школах было ок. 204 тыс. уч-ся; работало 33 ПТУ (ок. 9 тыс. уч-ся), 23 ср. спец. уч. заведения (ок. 21 тыс. уч-ся). С сер. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование. С сер. 70-х гг. нач. обучение в бурят, школах необоснованно переведено на рус. яз. без учёта фактич. языковой ситуации в Б. и реальной языковой подготовки уч-ся. В дальнейшем мн. бурят, школы перешли на уч. планы и программы рус. школ, что негативно отразилось на освоении уч-ся истории, культуры Б. С сер. 80-х гг. приняты меры по восстановлению родного яз. в сфере образования, повышению качества обучения на родном и рус. языках.
В 1992 в более чем 790 дошк. учреждениях воспитывалось св. 75 тыс. детей. Для дошк. учреждений разработана программа предшкольной подготовки по родному языку. В 1992/93 уч. г. в 575 дневных общеобразоват. школах было ок. 179 тыс. уч-ся; 11 школ-интернатов охватывали св. 2,8 тыс. чел.; в 26 вечерних школах занималось 5,5 тыс. уч-ся. 150 школ ведут обучение на бурят, яз. (10,7 тыс. уч-ся). В 1964 школах бурят, яз. изучается как предмет (24,7 тыс.).
Школы-интернаты, в к-рых уч.-воспитат. процесс осуществляется на родном языке, созданы для эвенков. Бурят, книжное изд-во ежегодно выпускает св. 30 назв. учебников по родному и рус. языкам, а также по бурят, и рус. лит-рам. В обще-образоват. школах занято св. 12 тыс. учителей, в т. ч. св. 9,6 тыс. с высш. образованием (св. 76%). Среди педагогов св. 480 засл. учителей РСФСР и Бурят. АССР. Науч.-метод, работу ведут Бурят, филиал (1975) моек. НИИ нац. проблем образования и Бурят. ИУУ (1938, в 1934—38 ИПК пед. кадров). Среди внешк. учреждений св. 40 Дворцов и домов учащейся молодёжи, 10 ДЮСШ, станции юных техников, натуралистов и др. (в них занимается ок. 40 тыс. уч-ся). Издаётся дет. журн. «Хараасгай» на бурятском и «Ласточка» на рус. языках (с 1987; 6 номеров в год каждого назв.). В системе проф.-тех. образования работает св. 40 ПТУ (св. 16 тыс. уч-ся). Имеется 20 ср. спец. уч. заведений (17 тыс. уч-ся; св. 27% — буряты), в т. ч. нндустриально-пед. техникум, 2 пед., 2 муз. и 1 культ.-просвет, уч-ще. В 4 высш. уч. заведениях — пед., с.-х., тех-нол. (1962) ин-тах и ин-те культуры (1964, ведёт историю с 1960) — св. 20,7 тыс. студентов.
Лит.: Андреев В. И., История бурят, школы. 1804 — 1962, Улан-Удэ, 1964; Очерки истории культуры Бурятии, т. 1 — 2, Улан-Удэ, 1972—74; Культура Бурятии в условиях развитого социализма, М., 1983.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.