- БЕЛЛ
- (Bell) Эндрю (27.3.1753, Сент-Энд-рю, Шотландия, — 27.1.1832, Челтнем), англ, педагог, священник англиканской церкви, один из основателей Белл-Ланкас-терской системы, взаимного обучения. Образование получил в ун-те Сент-Эндрю. С 1789 заведовал приютом для сирот военнослужащих близ Мадраса (Индия). В 1791 в связи с острой нехваткой учителей ввёл там систему взаимного обучения, элементы к-рой заимствовал из практики инд. школы. Вернувшись в Великобританию в 1797, изложил свою «мадрасскую систему» в соч. «Опыт обучения, проведённый в Мадрасе и рекомендующий систему, при которой дети в школе и в семье могут обучать друг друга под руководством учителя или родителя» («An experiment in education...»). С 1804 начали открываться школы, работавшие по системе Б. Гл. целью Б. считал распространение влияния англиканской церкви, поэтому в его школы дети, исповедовавшие др. религию, не допускались. В этом было осн. отличие его системы от системы Дж. Ланкастера. В 1811 сторонники Б. организовали «Национальное общество развития образования для бедных в принципах господствующей церкви», к-рое на протяжении 19 в. руководило большей частью нач. школ Великобритании; в Вестминстере открылась центральная (образцовая) школа. В 1816 Б. встречался с И. Г. Песталоцци, однако, будучи увлечён собств. системой, не воспринял идей швейц. педагога. В 1812 и 1827 издал руководства для школ, организованных по его методу. Своё состояние Б. завещал шотландским школам взаимного обучения. Его система привилась также в Ирландии и Канаде.
Лит. см. при ст. Белл-Ланкастерская система.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.