- АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
епархиальные школы, в России уч. заведения с общежитием при архиерейских домах (церковно-адм. учреждениях). Создавались с 1721 в соответствии с «Духовным регламентом», предписывавшим каждому архиерею завести школу интер-натнсго типа для детей в возрасте 10- 15 лет с целью подготовки священнослужителей; явились первыми в России регулярными духовными уч. заведениями. В 1721—25 было открыто ок. 46 школ с 3 тыс. уч-ся. Первоначально в них могли обучаться дети из разл. сословий (духовенство, посадские люди, дьяки и подьячие, дворянские недоросли), мн. ученики перешли из созданных ранее цифирных школ. По мере развития светских проф. уч. заведений в А. ш. стали приниматься в обязат. порядке мальчики из духовного сословия, хотя по окончании учения они могли определяться в зависимости от способностей как на церк. должности, так и в гражд. службу. По указу Синода 1721 за укрывательство сыновей 13—20 лет, не желающих учиться, священнослужители могли быть оштрафованы, лишены места и не принимались на др. должности; дети за побег из школы подвергались суровым телесным наказаниям.
Программы и методы обучения в А. ш. различались в зависимости от материальных возможностей епархии, уровня преподавателей. В большинстве школ осуществлялось релит.-нравств. воспитание, преподавались основы грамотности (чтение по букварю, Часослову и Псалтири и письмо), арифметика, церк. пение. В дальнейшем «Регламент» предусматривал введение 8-летнего курса, включавшего богословие, церк.-славянский яз., древние языки, философию, пиитику, риторику, геометрию и др.; образцом такого уч. заведения была частная школа Прокоповича Феофана в Петербурге (осн. в 1721). В 30—50-х гг. 18 в. А. ш. постепенно преобразовывались (с 1737 в соответствии с правительств, указом) в уч. заведения с повышенным курсом, получившие назв. духовных семинарий. Функцию нач. образования духовенства до реформы духовных уч. заведений 1808—14 осуществляли низшие епархиальные школы.
Распространение А. ш. способствовало становлению системы проф.-сословного образования в результате просветительной политики Петра I. Ограничение социального состава учащихся после 1725 привело к усилению сословной замкнутости духовенства, к-рое с созданием духовных уч. заведений не допускалось на церковные должности без спец. образования.
Лит.: Знаменский П. В., Духовные школы в России до реформы 1808 года, Каз., 1881; Рождественский С. В., Материалы для истории учебных реформ в России в XVIII—XIX вв., СПБ, 1910.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.