- AHАTOMO-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
возрастные особенности строения, функций дет. организма, их преобразования в процессе индивидуального развития. Знание и учет А.-ф. о. д. необходимы для правильной постановки обучения и воспитания детей разного возраста. Возраст детей условно ограничивается первыми 18 годами жизни, в к-рых выделяют неск. периодов.
Характерные показатели возрастных изменений физич. развития организма (рис. 1) — масса, длина и площадь поверхности тела (её увеличение свидетельствует о совершенствовании физич. развития и указывает на степень морфо-функциональной зрелости организма). наиб. интенсивное изменение всех параметров физич. развития характерно для первого года жизни. Так, если при рождении ребенка его рост в среднем равен 50,8 см, то к концу первого года он достигает 70—75 см; масса тела утраивается. В последующие годы жизни до наступления периода полового созревания темпы роста снижаются: масса тела в среднем ежегодно увеличивается на 2—3 кг. В период между 5—8, а также между 11—15 годами у детей проявляются т. н. ростовые скачки (рис. 2). Первый — меньший по интенсивности, т. н. полуростовой скачок, второй — т. н. большой пубертатный, связанный с наступлением полового созревания. В этот период длина тела за год увеличивается на 7—8 и даже на 10 см. Примерно к 20—25 годам рост человека прекращается. В процессе роста и развития ребёнка значительно изменяются пропорции тела (рис. 3). У новорождённого по сравнению с туловищем очень большая голова, короткие ноги и руки. С возрастом в результате неравномерного роста отд. частей тела (за весь период роста тела длина ног увеличивается приблизительно в 5 раз, длина рук — в 4, туловища — в 3 раза, а высота головы — в 2 раза) постепенно формируются пропорции, характерные для взрослого человека. Значительно уменьшается отношение окружности головы и физиономич. высоты лица к длине тела, увеличивается отношение длины ног к длине туловища.
С ростом организма наблюдаются возрастные изменения во всех органах и системах, к-рые, однако, протекают неодновременно. В этой связи называют неск. типов роста (рис. 4). Нейтральный тип характерен для компонентов нервной системы, отличается высокой скоростью, однако темпы роста убывают. Генитальный тип роста свойствен половым органам и отличается замедленной скоростью, к-рая скачкообразно усиливается лишь в возрасте 12—15 лет, а затем снова замедляется. Соматич. тип (В) характерен для скелета, мускулатуры, кожного покрова.
наиб. интенсивный рост этих тканей происходит в первые годы жизни и в период полового созревания. Лимфоидный тип (Б) роста присущ органам, с к-рьши связана иммунная реактивность организма. Особенно интенсивное их развитие наблюдается от рождения ребёнка до 12 лет, после чего темпы роста резко замедляются. Поскольку формирование различных физиол. функций организма в целом, а также в пределах одной и той же системы происходит несинхронно, то каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем достигнутого развития разл. органов и функций.
Центр. нервная система обеспечивает функциональное единство органов и систем человека и связи организма с внеш. средой; этим объясняется наблюдаемый в онтогенезе опережающий рост головного мозга. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идёт развитие сложной психич. и психомоторной деятельности.
Интенсивный рост любого органа связан с его повышенной уязвимостью и функциональной неустойчивостью. Это обязывает взрослых бережно относиться к нервной системе ребёнка, не допускать физич. и умственного перенапряжения. Одна из особенностей нервной системы ребёнка — её пластичность, благодаря чему он сравнительно быстро приспосабливается к разл. переменам. С этим свойством нервной системы связана её высокая чувствительность, восприимчивость ребёнка к направленным пед. воздействиям. Отличит, особенность нервной системы ребёнка — её повышенная возбудимость, обусловленная преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Чем моложе ребёнок, тем сильнее выражена эта особенность. Недостаточность активного внутр. торможения в коре головного мозга у ребенка является причиной того, что в реакции легко вовлекаются вегетативная нервная и эндокринная системы.
Существенные возрастные изменения у детей претерпевают органы опоры и движения: хрящевая ткань скелета постепенно замещается костной (полное окостенение скелета наступает к 18- 20 годам), нарастает масса мышц, увеличивается сила мышц и их выносливость (табл. 1). Мускулатура детей отличается не только меньшей силой, но и большей утомляемостью при мышечной работе. Это необходимо учитывать при организации занятий по физич. воспитанию. Ранние большие физич. нагрузки могут принести вред нормальному развитию организма. Недостаточное развитие опорно-двигательного аппарата ребёнка в возрасте 7—9 лет при нерациональной организации режима труда и отдыха, неправильном положении тела школьника во время занятий может привести к нарушению осанки, искривлению позвоночника и др.
Возрастные анатомо-физиол. изменения наблюдаются во всех органах и системах. Погодовые сдвиги осн. параметров дыхания и кровообращения (табл. 2, 3) свидетельствуют о том, что по мере совершенствования структуры органов функционирование их становится более экономным. Снижение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания происходит под действием усиливающейся ре-гуляторной функции парасимпатич. нервной системы.
С возрастом изменяется потребность ребёнка в питательных веществах. Так, в связи с интенсивным ростом потребность ребёнка в белках выше, чем у взрослых (до 3 лет ребёнку ежедневно необходимо 2—4 г. белка на 1 кг массы тела, а взрослому — 1,1—1,3 г); меняется потребность в углеводах и жирах.
Приблизительно к 11—12 годам у девочек и к 14—15 годам у мальчиков отмечается т. н. пубертатный скачок роста, к-рый сочетается с появлением и интенсивным развитием вторичных половых признаков. Наблюдается т. н. эндокринный взрыв, вызванный Значит. изменениями в деятельности гипоталамо-гипофи-зарной системы, что в свою очередь приводит к изменениям процессов нервной регуляции жизнедеятельности всего организма. Влияние гормональных перестроек на организм в этот период столь велико, а индивидуальная чувствительность к ним и темпы полового созревания столь разЛичны, что А.-ф. о. д. в большей мере определяются стадиями полового созревания, чем календарным возрастом. Могут наблюдаться явления, пограничные между нормой и патологией: чрезмерный рост, непропорциональное увеличение конечностей, похудание или ожирение, неустойчивость вегетативных реакций, психики, поведения и т. п.
Показатели физич. и психофизиол. развития детей взаимосвязаны: отставание в физич. развитии обычно сочетается у детей с функциональной и психофизиол. незрелостью. Дети с низкими показателями физич. развития с трудом адаптируются к условиям воспитания в яслях, дет. саду, при поступлении в школу; они отстают от своих сверстников по развитию моторики, речевой функции и ряду др. показателей.
Отмечается тенденция ускорения темпов роста и физич. развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями; это явление получило назв. акселерации. Однако многочисл. исследования по физиологии и гигиене труда подростков убедительно свидетельствуют, что, несмотря на явление акселерации, и в 18—20 лет организм, как правило, не достигает ещё полной зрелости и реагирует на воздействие разл. факторов внеш. среды резче, чем организм взрослого человека. В пределах каждой возрастной группы выявляются различия, к-рые определяются индивидуальной изменчивостью.
Возрастная норма развития — диапазон тех индивидуальных и возрастных вариаций А.-ф. о. д., в границах к-рого сохраняется оптимальное для каждого этапа онтогенеза функционирование организма.
Возрастная анатомо-физиол. норма отражает единство качеств, и количеств, преобразований организма в процессе индивидуального развития. Это касается строго определённых показателей, характеризующих специфику развития индивидуума и совершенствование его анатомо-физиол. особенностей в онтогенезе. Практически это означает, что в процессе преподавания следует ориентироваться не только на статистич. характеристики- нормативы физиол. функций, но и на функциональную лабильность организма, соответствующую каждому этапу онтогенеза.
Лит.: Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. под ред. А. А. Маркосяна, М., 1969; А и д p о и е с к у А., Анатомия ребенка, [пер. с рум.], Бухарест, 1970; Хрипкова А. Г., Возрастная физиология, М., 1978; Физиология развития ребенка, под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фарбер, М., 1983 (лит.).
В. И. Козлов.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.