ШАЦКИЙ Станислав Теофилович

ШАЦКИЙ Станислав Теофилович

[1(13).6.1878, с. Воронине, ныне в Смоленской обл., - 30.10.1934, Москва], педагог. Окончил отделение естеств. наук физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1903). Пед. деятельность начал в 1905 с создания первых в России клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 организовал об-во «Сетлемент» (совм. с А. У. Зеленко, Л. К. Шлегер и др.), к-рое в 1908 было закрыто полицией за пропаганду социализмае среди детей, а сам Ш. арестован. С 1909 руководил об-вом «Дет. труд и отдых». В 1911 вместе с супругой - В. Н. Шацкой организовал на обществ, началах летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В 1919—32 руководил работой Первой опытной станции по нар. образованию НКП РСФСР, имевшую сел. отделение в Калужской обл., куда вошла колония «Бодрая жизнь», и гор. отделение в Москве. Член уч.-пед. секции ГУСа (с 1921). и коллегии НКП РСФСР. (с 1929). В 1932—34 директор Моск. консерватории и руководитель Центр, пед. лаборатории НКП РСФСР.

Осн. место в пед. творчестве Ш. в нач. 20 в. занимала культ.-просвет, работа с населением, прежде всего с детьми. Ш. сплотил группу педагогов-энтузиастов, осуществил опыт постановки внешк. работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях Ш. вёл поиск новых форм и методов воспитат. работы, организовывал мастерские, клубные занятия. Приступил к изучению проблем дет. коллектива. Содержание и методы работы с детьми Ш. изложил в монографии «Бодрая жизнь» (1914, совм. с В. Н. Шацкой). Занимался дошкольной педагогикой.

После 1917 Ш. развернул теоретич. и опытно-эксперим. работу по созданию школы нового типа. Организовал на базе пед. коллектива Первой опытной станции науч. школу, к-рую представляли Шацкая, Шлегер, А. А. Фортунатов, Е. Я. Фортунатова, Н. О. Масалитино-ва, М. Н. Скаткин, Л. Н. Скаткин, Н. П. Кузин и др. Станция была комплексом н.-и, пед. учреждений, дет. садов, школ, внешк. учреждений для детей и культ.-просвет, орг-ций для взрослых, где на основе единой исследоват. программы разрабатывались и на практике проверялись формы и методы воспитания. В основу концепции Ш. легла идея организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

Утверждая органич. связь совр. школы с обществом и окружающей средой, Ш. обращал внимание педагогов на многообразие видов дет. жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Пед. процесс Ш. строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практич. реализации. Принципиально новая идея Ш. заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитат. процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отд. элементами, к к-рым относил умственный и физич. труд, иск-во, игру. Ш. подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка. По Ш., материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физич. труд, организует жизнь детей деловое самоуправление, эстетич. чувства формируют иск-во, а также игра, задающая бодрый тон дет. деятельности, направляет же общую жизнь и дух исследования работа ума. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

Эксперименты Ш. позволили ему сделать вывод о необходимости системной организации содержания уч. и воспитат. процесса школы в масштабах гос-ва. Идея Ш. предполагала создание условий для развития каждого человека на основе гармонизации всех сфер шк. жизни. Осуществить эту задачу Ш. считал возможным лишь на демокр. принципах организации школы. По мысли Ш., переход от нормативной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и ученика, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. В этом взаимодействии Ш. отводил учителю роль не только организатора, но исследователя дет. жизни. Учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражд. позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.

Организующим ядром шк. жизни Ш. считал эстетическое воспитание, к-рое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное иск-во и т. д.). и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. Ш. с новых позиций осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью иск-ва».

Под системой эстетич. воспитания Ш. понимал оптимальное взаимодействие всех полит. и гражд. институтов общества в целях развития творческих потенций личности, коллектива, нар. масс. Он считал, что в структуре системы эстетич. воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных практич. и эмоционально-эстетич. процессов.

Воздействие иск-ва у Ш. не ограничивается простой функцией взаимодействия произведений иск-ва и зрителя, слушателя. Иск-во открывает перед человеком суть бытия, позволяет выйти за пределы обыденных эмоций, эмпирич. опыта, и этот ценностный потенциал иск-ва Ш. включал в механизм внутр. детерминации человека. Иск-во, гармонич. но формируя все компоненты личности, способно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.

Ш. внёс значит. вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как осн. формы уч. работы. Под руководством Ш. были разработаны методы пед. исследования - социально-пед. эксперимент, наблюдение, опрос.

На всех этапах деятельности Ш. занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образоват. работу с населением и заниматься н.-и. работой. Пед. коллектив Ш. рассматривал как творческую орг-цию коллег-единомышленников.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ШАЦКИЙ Станислав Теофилович" в других словарях:

  • Шацкий, Станислав Теофилович — Шацкий, Станислав Теофилович …   Википедия

  • ШАЦКИЙ Станислав Теофилович — (1878 1934), российский педагог. Организатор первых клубов для детей рабочих на одной из окраин Москвы (1905), детской трудовой колонии «Бодрая жизнь» в Калужской губ. (1911) и Первой опытной станции по народному образованию (1919). Труды по… …   Энциклопедический словарь

  • ШАЦКИЙ Станислав Теофилович — (1878 1934) российский педагог. Организатор первых клубов для детей рабочих на одной из окраин Москвы (1905), детской трудовой колонии Бодрая жизнь в Калужской губ. (1911) и Первой опытной станции по народному образованию (1919). Труды по… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шацкий Станислав Теофилович — [1(13). 6.1878, с. Воронино, ныне Духовщинского района Смоленской области, ‒ 30.10.1934, Москва], советский педагог, член коллегии Наркомпроса РСФСР (1929‒34). Член КПСС с 1928. В 1903 окончил отделение естественных наук физико математического… …   Большая советская энциклопедия

  • Шацкий, Станислав Теофилович — ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878 1934), российский педагог. Разработал концепции внешкольного воспитания и “открытой школы” центра воспитательной работы в социальной среде, реализованные в деятельности общества “Сетлемент” (1905), колонии… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шацкий, Станислав Теофилович — (род. 1878) видный педагог; коммунист с 1928. Сын мелкого служащего, окончил Московский ун т и Сельскохозяйственный ин т. С 1905 начал практическую педагогическую работу. Организовал вместе с группой товарищей (Зеленко, Шлегер, Фортунатовы и др.) …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шацкий Станислав Теофилович — (1878, село Воронино, ныне Смоленской области, — 1934, Москва), педагог. Окончил (1903). В 1905 организовал первые в России для детей и подростков из беднейших семей района и , а также летнюю колонию в Щёлкове под Москвой. В 1906 создал… …   Москва (энциклопедия)

  • Шацкий, Станислав Теофилович — (1878 1934)     педагог. Педагогическую деятельность начал в 1905 с создания первых в России клубов для детей и подростков, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 организовал общество Сетлемент (совместно с А.У. Зеленко, Л.К. Шлегер и… …   Педагогический терминологический словарь

  • ШАЦКИЙ — Станислав Теофилович (1878 1934), педагог. Организатор первых клубов для детей рабочих в Москве (1905), детской трудовой колонии Бодрая жизнь в Калужской губернии (1911) и Первой опытной станции по народному образованию (1919). Труды по проблемам …   Русская история

  • ШАЦКИЙ — Станислав Теофилович (1878 1934), российский педагог. Разработал концепции внешкольного воспитания и открытой школы центра воспитательной работы в социальной среде, реализованные в деятельности общества Сетлемент (1905), колонии Бодрая жизнь… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»