- ЧЕЧНЯ
Чеченская Республика, входит в Рос Федерацию Нас 1,1 млн чел (1991), 65% - чеченцы Столица - Грозный
В 8—9 вв и э зародилась древне-чеченская письменность Созданная по типу груз письма, она существовала до 16 в С проникновением на терр Чечни ислама получил распространение араб яз Первоначально ученики посылались в Аравию, в 17 в мусульм (хужарные). школы закрепились и в Чечне В 18—19 вв они имелись почти во всех крупных селениях Курс обучения занимал до 15 лет Постепенно начала формироваться ориг. лит-ра на араб яз На основе араб графики создана и чеч письменность (использовалась для богословских и этич трактатов, офиц и деловой переписки, уч книг, печатавшихся в спец. типографии в Темирхан-Шуре (Дагестан).
После присоединения (в ходе Кавказской войны). терр Чечни к России предпринимались попытки создания чеч письменности на рус графич основе Первый чеч алфавит составил (1862). II К Услар, автор первой науч. грамматики чеч яз (изд в Тбилиси в 1888). Первый чеч букварь «Нохчийн жуз» издан в Тбилиси сподвижником Услара чеченцем К Досовым В 1866 там же опубл букварь И Бартоломея
С сер 19 в действовали рус крепостные и станичные школы Совместно с Досовым и X Янгульбиевым Услар открыл (1863). в Грозном первую школу с обучением на чеч яз (25 учащихся). В 1863 открыта Грозненская горская школа (до 150 учащихся). Нек-рые ее выпускники могли продолжать образование в Ставропольской гимназии С70-хгг 19 в открывались аульные школы, создававшиеся на средства сел общин Заметное влияние на распространение образования среди чеченцев оказала деятельность этнографа и историка У Л Лаудаева, учителя и руководителя сел школ С X Хакишева, педагога и обществ. деятеля, автора чеч букваря (1911). Т Эльдарха-нова К кон 19 в появились первые жен нач школы В 1902 открыта Грозненская жен прогимназия (400 учащихся, впоследствии гимназия). В 1904 осн.муж реальное уч-ще (ев 500 учащихся). В 1914/15 уч г. в сел местности действовало ев 120 школ (ев 10 тыс. учащихся). По данным переписи 1897, грамотой на араб яз владело ок 2% чеченцев, на рус яз —0,3% Грамотность женщин не превышала 0,1%
После установления сов власти (1920). началась работа по ликвидации неграмотности Особое внимание уделялось обучению женщин-горянок К сер 1921 на терр Чеч округа Горской АССР. открыто 85 школ I ступени (ев 2 тыс. учащихся). и неск. школ II ступени В Чеч АО (с 1922). стал использоваться единый чеч и ингуш алфавит на араб графич основе (1924). В 1927 он переведен на латиницу Открылся Чеч пед. техникум (1925). Учителей готовили также Терский ИНО (в г. Орджоникидзе). и др. вузы России В кон. 20-х гг создавалась сеть дет. дошк. учреждений, однако они не пользовались популярностью у населения С введением в 1930 всеобщего нач обучения охват детей школами составил 84,5%
В Чеч -Ингуш АССР. (с 1934). увеличилось число 7-летних и ср. школ с преподаванием на чеч яз (114 в 1937). Расширилось и изучение рус яз в школах Мн учителя рус яз приехали в республику и работали здесь мн годы (А Г Релик, Н И Абрашин, А В Стоянова и др.). В 20—30-х гг появились ср. спец. и высш. уч заведения Первый вуз - Грозненский нефт ин-т - открыт в 1929 (в 1922—28 - политехникум). С 1938 работали учит.н. пед. ин-ты В 1938 письменность переведена на рус графич основу
Частая смена алфавитов принесла определенные трудности в формировании устойчивой грамотности населения Условия для распространения всеобуча на посленачальный уровень, сложившиеся в др. регионах России к. сер 30-х гг, в Чечне появились только к нач 40-х гг В это время в дневных общеобразоват. школах было ев 100 тыс, учащихся В 1944 чеченцы подверглись необоснованным репрессиям, депортированы в Зал Сибирь и Казахстан, Чеч -Ингуш АССР. упразднена
В 1957, с восстановлением Чеч -Ингуш АССР, открылись нач и неполные ср. школы с преподаванием на чеч яз В 1961/62 уч г. было ев 340 общеобразоват. школ, в т.ч. 69 восьмилетних, 48 одиннадцатилетних Обеспечен практически полный охват детей шк. обучением В 1969/70 уч г. насчитывалось 159 ср. школ (ок 167 тыс. учащихся). С сер 70-х гг до кон 80-х гг осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи, однако условия освоения родного языка, нац. истории и культуры сложились неблагоприятно Чеченский был языком обучения только в сел школах на нач ступени (1—2-е кл). Гор школы вели обучение гл. обр. на рус яз В кон 80-х гг началась работа по совершенствованию нац. компонентов общего образования
В нач 90-х гг в 450 дневных общеобразоват. школах обучалось ев 180 тыс. чел, действовало ев 340 средних (168 тыс. учащихся), ев 80 неполных средних (15,5 тыс), 20 нач (ев 2 тыс). школ Создано 6 гимназий (ев 3,5 тыс. учащихся), лицей (ев 500 учащихся). В школах было занято ок 14 тыс. учителей Педагогов для школ готовили ун-т (осн.в 1972 на базе пед. ин-та). и Чеч пед. ин-т (с 1981), работал респ ИУУ
В условиях социально-политич кризиса в Ч с 1992 общеобразоват. школы в большинстве районов прекратили работу Учителям зарплата выплачивалась с перебоями В ходе воен. действий (дек 1994 - авг 1996). разрушены мн здания школ и др. уч заведений Ок V2 населения покинуло терр Чечни
В 1997 возобновило работу ев 360 школ Преподавание в нач школе ведется гл. обр. на чеч яз, в основной и ср. школе - на русском и чеченском После овладения грамотой вводятся новые уч дисциплины история Чеч республики, география Чеч республики, вайнахская этика, основы ислама, фольклор, быт, культура, ремесла народа, эти предметы в чеч школе изучаются на родном яз, по ним разработаны и изданы программы Предусматривается поэтапный переход к обучению на чеч яз на средней (5—9-е кл). и старшей (9—11-е кл)ступенях
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.