- ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович
[12(24). 7 1828, Саратов, - 17(29). 10 1889, там же], писатель, публицист, философ, обществ. деятель Учился в Саратовской духовной семинарии (1842—45), окончил ист.- филол отделение Петерб ун-та (1850). На мировоззрение Ч оказали влияние филос. концепции Г В Ф Гегеля и Л Фейербаха, социально-реформат идеи К А Сен-Симона, III Фурье, демократич идеалы В Г Белинского и А И Герцена Рев события в Европе 1848—49 наложили на взгляды Ч отпечаток скептицизма по отношению к либерализму его времени С 1853 Ч начал сотрудничать в журн «Отеч записки», затем в «Современнике», где занял лидирующее положение В 1855 защитил магистерскую дисс «Эстетич. отношения иск-ва к действительности», к-рая явилась первым опытом применения социологич. метода в исследовании иск-ва В кон. 1857 сосредоточил свое внимание на экон и полит. вопросах, активно участвовал в журнальной кампании по обсуждению условий крест. реформы Утверждавшийся в России капиталистич экон порядок Ч. оценивал с социалистич утопич позиций
7 июля 1862 был арестован, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где написал роман «Что делать» (1862—63). В 1864 признан виновным в «принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления», осужден на 7 лет каторги и вечное поселение в Сибири После обряда гражд казни (19 мая 1864). отправлен в Нерчинскую каторгу, в 1871 поселен в Вилюйском остроге На каторге написал роман «Пролог», по жанру близкий к автобиографическому В 1883 переведен в Астрахань под надзор полиции, в 1889 получил разрешение жить на родине
Мысли о воспитании, пронизывающие худож. и публицистич произведения Ч, - важный аспект его филос. позиции Худож. воплощением воспитат. идеала Ч стал образ Рахметова («Что делать?») - человека высоких гражд идей, непреклонной воли, глубоких убеждений, ратовавшего за переустройство общества на справедливых началах Пример Рахметова был созвучен свободолюбивым настроениям эпохи 60-х гг, по словам II А Кропоткина, «для рус молодежи повесть была своего рода откровением и превратилась в программу»
Проблему формирования личности Ч рассматривал, опираясь на собств. трактовку антропологич. материализма Фейербаха Согласно Ч, человек формируется совокупностью биол. и социальных факторов Отд качества личности развиваются под влиянием экон условий, обществ. институтов, лит-ры, семьи и школы, наследственность большой роли не играет («Антропологич. принцип в философии», 1860). Мысль о социальной обусловленности воспитания легла в основу пед. идеала Ч Задача воспитания «новых людей» предполагала гармонич. ное соединение духовного и физич. развития личности Важнейшими составляющими духовного развития Ч считал нравственное, умственное и эстетич. воспитание
Цель нравств. воспитания Ч видел в формировании человека нового этич типа Нравств. воспитание, по Ч, призвано ввести человека в социальные отношения, сделать его активным участником жизни В процессе обществ. деятельности человек изменяет действительность и создает собств. личность Программа нравств. воспитания основывалась на этич теории Ч, в к-рой гл. место отводилось нравств. сознанию народа Ч. утверждал, что выводы материалистич философии неизменно совпадают с понятиями «простолюдинов» о труде, справедливости, чести, долге и т.д. Для развития знаний о поведении и чувствах людей необходимо науч. обобщение нар. представлений о нравственности Подчеркивал естеств. детерминированность человеческих чувств и желаний и решающую роль социальной среды как материальной основы моральных представлений Эти идеи нашли отражение в «теории разумного эгоизма», предполагавшей совпадение при определенных условиях личных интересов с общественными В разумно организованном социуме эгоизм станет побудит мотивом для общественно полезной деятельности, что подводило к мысли о необходимости социального переустройства Нравств. воспитание Ч связывал с политическим, а «нравств. » науки отождествлял с общественными Настоящий гражданин, по Ч, должен иметь самостоят.систему воззрений, твердые убеждения, способность к критич осмыслению явлений действительности Воспитание следует начинать с выработки у человека стремления совершить положит. поступок «Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них» («Рус человек на rendez-vous», 1858). Одним из осн.нравств. качеств Ч считал гуманность, к-рую он понимал как глубокую и искреннюю любовь к человеку, способность творить добро Гуманность активна, она предполагает готовность к борьбе за человеческое достоинство, вызывает чувство ненависти и презрения к проявлениям пошлого и низкого в человеке
Новая мораль непременно включает в себя потребность в труде, к-рый должен стать наслаждением для человека, работающего не по принуждению, а по внутр. убеждению Нравств. воспитание, по Ч, следует начинать с самого раннего возраста, важно с детства приучать ребенка к честности, никогда его не обманывать, чтобы сохранить первоначальную дущев-ную чистоту
Антропологич. подход позволил Ч всесторонне рассмотреть проблемы умственной деятельности, на его основе он выдвинул положение о единстве чувственного и рационального, о сущности мышления Образование Ч считал естеств. потребностью человека, определяемой двумя факторами стремлением к знаниям как всеобщим качеством людей и объективными требованиями действительности («Очерк науч. понятий по нек-рым вопросам всеобщей истории», 1888). Обучение, по мысли Ч, выполняет важные воспитат. функции В процессе обучения у ребенка развиваются интерес к знаниям, умение рассматривать предмет с разных сторон, способность к самостоят.умственной работе По мере накопления знаний меняются привычки и характер человека, обучение приносит глубокое духовное наслаждение («Следует ли отдавать предпочтение шк. воспитанию перед домашним», 1845). Для развития у детей познават активности Ч предлагал ввести в школах широкий круг уч дисциплин, содержание к-рых должно соответствовать возрастным возможностям учащихся Детям можно многое легко объяснить, важно только, чтобы обучающий владел предметом и умел говорить на доступном им языке Выступая против однообразия, Ч вместе с тем подчеркивал, что учение - это труд, не допускающий «потешающей педагогики» Следствием развития активности и самостоятельности личности должна стать потребность в самообразовании и самовоспитании
С нравств. становлением личности Ч связывал прежде всего эстетич. воспитание, т к, в его представлении, эстетика неотделима от добра Обосновав тезис «прекрасное есть жизнь», Ч утверждал, что необходимо формировать у человека эстетич. отношение к действительности Чувство прекрасного проявляется не только в иск-ве, но и во всех сферах человеческой деятельности («Эстетич. отношения иск-ва к действительности»). Одно из ведущих мест в деле воспитания, по Ч, принадлежит лит-ре как выразительнице идей века «„Ученая" лит-ра спасает людей от невежества, „изящная" лит-ра развивает воображение и чувство, противостоит грубости и черствости Оба вида лит-ры необходимы для просвещения» («Александр Сергеевич Пушкин, его жизнь и сочинения», 1856).
Важнейшую роль в распространении знаний и культуры Ч отводил шк. учителю, высокое предназначение к-рого видел в помощи растущему человеку в поисках истинного пути Придавая огромное значение личному таланту учителя, Ч, однако, критиковал пед. позицию Л H Толстого, ставившего под сомнение необходимость науч. методики преподавания, строго организованной системы шк. занятий Основами пед. творчества Ч считал хорошее образование, совершенное знание предмета и общую эрудицию преподавателя
Много внимания Ч уделял состоянию современной ему шк. системы Он отмечал чрезвычайно низкий уровень грамотности по России, отсутствие стремления к образованию в непривилегиров сословиях Неудовлетворит состояние шк. дела Ч рассматривал как следствие несовершенства социально-полит. строя Не теряет своей актуальности мысль Ч о взаимосвязи полит. власти, материального благосостояния и образования «Кто находится в нищете, тот не может развить своих умственных сил, в ком не развиты умственные силы, тот не способен пользоваться властью выгодным для себя образом, кто не пользуется политической властью, тот не может спастись от угнетения, то есть от нищеты и от невежества» (т. 7, с 97—98).
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.