- ЦИНИЗМ
моральное качество, характеризующее презрит отношение к культуре общества, к его духовным и нравств. ценностям, форма морального зла, открыто демонстрирующая собств. аморальность Понятие «Ц » образовано от названия др -греч. филос. школы киников (циников), представители к-рой (Анти-сфен, Диоген Синопский, Кратет.н. др.). проповедовали пренебрежит взгляды на те общепринятые нравств. запреты и правила приличия (одежда, религ. и гражд святыни и др.), к-рые, по их мнению, не имели видимой целесообразности Впоследствии Ц стала называться личностная позиция, отрицающая значимость обществ. мнения и стыда В этом аспекте Ц близок к нигилизму Ц в поведении и убеждениях характерен для людей, добивающихся своих целей любым способом, в т.ч. и аморальным, а также для разочаровавшихся в к -л идеалах, идейно опустошенных Ц обнаруживается в тех ситуациях, когда субъект сознает собств. безнаказанность и не считает нужным выглядеть в глазах др людей порядочным человеком, либо в состоянии отчаяния, когда ему больше нечего терять В том и другом случае он является следствием нравств. варварства и тесно связан с такими пороками, как грубость, хамство, бестактность, бесстыдство и т.н. Как противоположность лицемерию Ц может скрывать повышенную чувствительность и уязвимость Ц может также выражаться в форме иронии и сарказма.
Ц. чаще всего начинает проявляться в подростковом возрасте, к-рому свойственны самонадеянность, заносчивость, зазнайство, критич отношение к поведению взрослых Применение взрослыми некорректных приемов воздействия на подростков (демагогия, бестактность, оскорбление, унижение, безнаказанные нарушения моральных норм). может вызвать ответную негативную реакцию, выражаемую в Ц У детей причиной циничного поведения являются разочарование в людях, к-рых они идеализировали, конфликтные семейные ситуации, в особенности разводы, и др. Чувство собств. превосходства у подростка также может перейти в Ц, когда эта позиция поддерживается взрослыми Крайняя форма Ц - жестокость, поэтому особо опасно общение детей с преступными элементами, создающими у подростков иллюзию вседозволенности.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.