- Формирование характера и пути его воспитания
X. начинает складываться уже в раннем детстве. Под влиянием общения со взрослыми, в зависимости от их отношения к ребенку, от конкретных условий жизни в семье начинает формироваться индивидуально-своеобразное поведение ребенка, первые и элементарные проявления X Школой развития X в дет. возрасте выступает игровая деятельность, в первую очередь сюжетно-ролевые детские игры, способствующие формированию у ребенка умений соотносить свои индивид интересы с групповыми, в определ мере управлять проявлениями собств. эмоций Доступные дошкольнику виды самообслуживания влияют на выработку социально значимых черт X - бережливого отношения к своим вещам, к окружающему предметному миру, ответственности за порученное дело и т.н. Входящее в норму жизни мл школьника выполнение усложняющихся уч заданий - классных и домашних - приучает к самостоятельности, настойчивости и целеустремленности в преодолении возникающих уч трудностей, оказывая влияние на X.
Характерологич. проявления дошкольников и мл школьников нельзя рассматривать как устойчивые и закрепленные формы поведения, они отличаются противоречивостью и неустойчивостью Иногда за черты X принимают временные психич. состояния, связанные с ситуативными обстоятельствами Распространенные недостатки X - капризы детские, упрямство - объясняются упущениями в семейном воспитании Вместе с тем мл школьники отзывчивы, непосредственны Педагогически важны любознательность, подражание, эмоциональность Эти качества X мл школьников необходимо использовать в воспитат. работе При этом важно пед. взаимодействие школы и семьи, его отсутствие может привести к формированию двойственных форм поведения
В подростковом возрасте разворачивается нравств. формирование личности, ее принципов и идеалов, нравств. убеждений Формирующееся самосознание, потребности в самооценке и самовоспитании способствуют укреплению чувства «взрослости» Воспитат. работа педагогов строится на постепенном изменении отношений взрослых к подростку на признания их прав, независимости и самостоятельности в поведении и в организации деятельности Подросток объективно еще нуждается в руководстве со стороны взрослых, но его можно освободить от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости о каждом шаге Неприемлем тон катего-рич требований и приказов, безоговорочного диктата Формирующемуся X подростка в ряде случаев свойственны противоречия, неустойчивость В юношеском возрасте оформляются и крепнут моральные убеждения, вырабатывается мировоззрение, начинает обычно доминировать чувство долга и ответственности При правильном воспитании можно сформировать все общественно ценные черты X Даже если к -л отрицат. черты закрепились, имеется возможность перевоспитания.
Формирование черт X первоначально проходит стадию формирования соответствующих временных, ситуационных психич. состояний как промежуточных образований между психич. процессами и устойчивыми свойствами X Если определ психич. состояние имеет место достаточно часто и систематически подкрепляется, то оно постепенно закрепляется и становится чертой X Воспитание X в этом смысле происходит путем преднамеренного создания целой системы таких ситуаций, при к-рых бы у детей возникали нужные психич. состояния
Велико значение в воспитании X личного примера воспитателя Как правило, поведение самого воспитателя, его личный пример сильнее влияют на формирование X, чем нравоучения Особенно недопустимо расхождение между словами и делами воспитателя
Воспитание X предполагает выбор таких средств воздействия, к-рые соответствуют особенностям личности ребенка и состоянию, в к-ром он находится в данный момент В А Крутецкий
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.