- УЧЕБНЫЙ ПАКЕТ
в заруб. пед. практике комплект дидактич. материалов, рассчитанный на самостоятельную, как правило индивидуальную, работу учащихся по отд. разделам курса. В У. п. входят: уч. пособия, руководство (или набор указаний). по организации самостоят. уч. деятельности; средства стандарти-зов. контроля, доп. и вспомогат. обучения, предусматривающие достижение запланированных уч. результатов. Деятельность учителя имеет, как правило, организац.-консультативный характер. У. п. последовательно ориентирует учащихся на заранее поставленные и чётко выраженные уч. цели. Создание и использование У. п. связаны с развитием программированного обучения и педагогической технологии в разл. странах в 60-х гг. 20 в. При применении У. п. предусматривается планирование работы учащихся, в т. ч. типичные элементы дидактич. программирования: постановка цели, предъявление информации, тестирование, коррекция обучения в соответствии с достигнутыми промежуточными результатами. У. п. воспроизводит в себе обучающий цикл и рассчитан на практически полное программирование уч. деятельности.
У. п. изготавливаются фирмами или же создаются учителем в ходе дидактич. проработки предстоящего уч. процесса. Материалы, входящие в У. п., несмотря на достаточно жёсткую общую упорядоченность всей его конструкции, могут быть живыми, яркими и привлекательными для учащихся. Инструкции для ученика предусматривают опыты, наблюдения, разл. манипуляции с дидактич. материалом. У. п. охватывают, как правило, небольшие фрагменты предметного содержания и делают возможным включение их как в традиционные, так и в нетрадиционные организац. формы обучения и индивидуализацию обучения.
Особую роль играют У. п. в работе учреждений дистантного образования и заочного обучения. У. п., применяемые в этом случае, отличаются значит. объёмом уч. материала и подразделяются на целостные разделы - «модули», каждый из к-рых рассчитан на определённое уч. время, как правило, от 4 до 12 ч. В ряде случаев У. п. включают модули, в содержании к-рых выделен материал разл. уровня сложности и предусмотрена возможность дифференциров. обучения или альтернативные способы достижения дидактич. целей, проработки материала в соответствии с индивидуальными предпочтениями, стилями уч. работы.
Лит.: Gronlund N. E., Individualizing classioom instruction, N. Y., [1974]; L e w i s R., Paine N., How to communicate with the learner: making the package easy touse, L., 1985.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.