УАЙТХЕД Алфред Норт

УАЙТХЕД Алфред Норт

(15.2.1861, Рамсгит, Кент, - 30.12.1947, Кембридж), англо-амер. математик, логик, философ и педагог; один из основоположников матем. логики. Окончил матем. ф-т Кембриджского ун-та, где в 1885—1911 читал лекции по математике. С 1914 проф. математики и механики в Кембридже и Лондоне, где жил и работал с 1911. После выхода в 1924 на пенсию уехал в США, где стал проф. философии Гарвардского ун-та. В 1937 вышел в отставку.

Пед. взгляды У. изложены в ряде его статей, докладов, лекций (1912—28). и в многократно переиздававшейся кн. «Цели воспитания и другие сочинения» («The aims of education and other essays», 1929, 1962). В своих высказываниях по вопросам педагогики У. опирался на практику работы англ. школ. У. создал оригинальную теорию обучения, названную им «теорией ритма в обучении», в к-рой он исходил из того, что разл. уч. предметы и способы их преподавания должны соответствовать определённым периодам интеллектуального развития учащихся. Он утверждал, что это развитие идёт по спирали, с повторяющимися циклами: каждый цикл в какой-то степени повторяет предыдущие, но в то же время содержит новые, присущие только ему элементы. Следуя триаде Гегеля тезис - антитезис - синтез, У. каждый законченный отрезок уч. процесса распределяет по 3 ступеням. Ступень А - стадия романтики, главное здесь - приобретение учащимися новой информации, это период интереса, деятельности, доставляющей удовольствие; с т у и с и В - стадия точности, при к-рой главное - чёткость формулировок, овладение техн. мастерством; ступень С - стадия обобщения полученных знаний. У. рассматривает её уже как переход к след, циклу, имеющему свои ступени А, В и С, но при этом он подчёркивает, что процесс учения идёт на более высоком уровне, становясь «активным приключением мысли» или фазой творческого учения. 3 ступени приблизительно соответствуют определённым возрастным особенностям детей: стадия романтики - до 13—14 лет, стадия точности - от 14 до 18, обобщения - от 18 до 23 лет. У. высказывался за широкое общее образование (к-рое он противопоставлял глубокой дифференциации уч. курсов, нашедшей практич. воплощение в брит, школах), за сочетание гуманитарного и естеств.-матем. образования. Находясь под влиянием идей педоцентризма, он переоценивал возможность индивидуализации уч. процесса и утверждал, что каждая школа должна иметь свой уч. план.

Лит.: Богомолов А С., Англ. бурж. философия XX в, М., 1973, гл. 4; с г. о ж е, Бурж. философия США XX в., М., 1974, гл. 5; J o h n s o n A. H., Whiteheads philo-sophy of civilisation, Boston, 1958; Dunkel H. B., Whitehead on education, [Ohio], 1965.

В. П. Лапчинская.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "УАЙТХЕД Алфред Норт" в других словарях:

  • УАЙТХЕД Алфред Норт — (Whitehead, Alfred North) АЛФРЕД НОРТ УАЙТХЕД (1861 1947), английский математик и философ, родился в Рамсгите (графство Кент) 15 февраля 1861 в семье, члены которой традиционно становились учителями или священниками. Его отцом был достопочтенный… …   Энциклопедия Кольера

  • Уайтхед Алфред Норт — (Whitehead) (1861 1947), математик, логик и философ, представитель неореализма. Профессор в Кембридже и Лондоне. С 1924 в США. С середины 20 х гг. развил «философскую космологию», родственную платонизму. Автор (совместно с Б. Расселом)… …   Энциклопедический словарь

  • Уайтхед Алфред Норт — Уайтхед (Whitehead) Алфред Норт (15.2.1861, Рамсгит, Кент, ‒ 30.12.1947, Кембридж, Массачусетс), английский математик, логик и философ. Профессор математики и механики в Кембридже и Лондоне (с 1914), профессор философии в Гарвардском университете …   Большая советская энциклопедия

  • Уайтхед, Алфред Норт — УАЙТХЕД (Whitehead) Алфред Норт (1861 1947), англо американский математик, логик и философ, представитель неореализма. С середины 1920 х гг. развил “философскую космологию”, родственную платонизму. Автор (совместно с Б. Расселом)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Уайтхед, Алфред Норт — Альфред Норт Уайтхед (1861 1947) Альфред Норт Уайтхед (англ. Alfred North Whitehead; 15 февраля 1861, Рамсгейт, Кент, Великобритания 30 декабря 1947, Кембридж, Массачусетс, США) британский математик, логик, философ, который вместе с Бертраном… …   Википедия

  • Уайтхед Алфред Норт — Альфред Норт Уайтхед (1861 1947) Альфред Норт Уайтхед (англ. Alfred North Whitehead; 15 февраля 1861, Рамсгейт, Кент, Великобритания 30 декабря 1947, Кембридж, Массачусетс, США) британский математик, логик, философ, который вместе с Бертраном… …   Википедия

  • УАЙТХЕД Алфред Норт — (1861 1947) англ. математик, логик и философ идеалист, с 1924 жил в США. У. разрабатывал «спекулятивную космологию», включая в нее бога как источник и основу творческого характера мир. процесса. Философия религии У. оказала значит, влияние на… …   Атеистический словарь

  • УАЙТХЕД (Whitehead) Алфред Норт — (1861 1947) англо американский математик, логик и философ, представитель неореализма. С сер. 1920 х гг. развил философскую космологию , родственную платонизму. Автор (совместно с Б. Расселом) основополагающего труда по математической логике… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Алфред Норт Уайтхед — …   Википедия

  • Уайтхед (Whitehead), Алфред Норт — (1861 1947)     англо американский математик, логик, философ и педагог; один из основоположников математической логики. В 1885 1911 преподавал в Кембриджском университете; с 1914 профессор математики и механики в Кембридже и Лондоне. С 1924… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»