- ТУРИЗМ
(франц. tourisme, OTtour - прогулка, поездка). детский и юношеский, вид активного отдыха, способствующий изучению родной страны, физич. закаливанию, восстановлению сил учащихся; одна из форм внешкольной работы, внеурочной работы. Т. тесно связан с краеведением.
В России дет. и юношеский Т. получил распространение в сер. 19 в., преим. в виде прогулок и экскурсий на природу. Воспитат., оздоровит, и познават. роль небольших походов и экскурсий подчеркивали А. Я. Герд, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт.н. др. педагоги. К кон. 19 - нач. 20 вв. экскурсии входили в систему обучения нек-рых уч. заведений. Туристские походы были одной из форм воспитат. работы со скаутскими отрядами во время проведения летних лагерей (см. Скаутизм).
В 1918 при Наркомпросе РСФСР. было организовано Центр, бюро шк. экскурсий в Москве (в 1921 реорганизовано в опытно-показат. экскурсионную базу Наркомпроса с филиалами в ряде городов). Т. большей частью был познавательным, знакомил школьников с историей страны и родного края. В 20-х гг. стали проводиться многодневные походы (до 10 дней). В 1932 открылась Центр, экскурсионно-туристская станция МП РСФСР. (ЦДЭТС), затем респ. и обл. ДЭТС. В нач. 30-х гг. Т. часто сочетался с общественно полезной деятельностью учащихся - поиском полезных ископаемых, строит, материалов и т. п. В годы Вел. Отеч. войны Т. был тесно связан с военно-физкультурной подготовкой учащихся. В 60—80-х гг. Т. в школах в значит. степени ориентировался на массовые экспедиции, походы и т. п. акции, организуемые Всес. пионерской орг-цией и ВЛКСМ. С нач. 90-х гг. усилился самодеятельный, неформальный характер туристской работы с детьми. Однако экон. изменения в развитии общества усложнили финансирование дет. и юношеского Т. В наст, время к его организации привлекаются средства спонсоров и коммерч. орг-ций.
Т. в зависимости от цели путешествия делится на познавательный - посещение ист., культурных, природных и др. досто-примечат. мест; спортивный - участие в разл. соревнованиях по видам туристской техники; любительский - охота, рыболовство.
Осн. виды Т.: пешеходный (с 12—13 лет; для детей дошк. возраста и мл. школьников организуются пешие прогулки и экскурсии протяжённостью до 1—3,5 км), лыжный и водный (с 13—14 лет), горный (с 13 лет), велосипедный (с 14—16 лет), спелеотуризм (походы по подземным пещерам; по горизонтальным с 14 лет, по вертикальным с 16 лет). Учащиеся ср. проф. уч. заведений, достигшие совершеннолетия и имеющие водит, права, могут заниматься авто- и мототуризмом. Туристские маршруты могут быть комбинированными, сочетать разл. виды Т.
Осн. формы туристской работы: экскурсии, прогулки (длительностью до 4 ч), походы и экспедиции; кружковая работа (секции, клубы и т. п.); массовые мероприятия (слёты, соревнования и пр.). Наиб. популярны туристские походы (однодневные и многодневные, походы выходного дня для родителей с детьми).
Сложность похода определяется требованиями Единой спорт, квалификации и перечнями туристских эталонных маршрутов. В зависимости от продолжительности и протяжённости маршрута, естественных препятствий различают походы 1—3-й (разрешены для шк. групп). и 1—5-й категории сложности.
Т. в школе строится с учётом возрастных особенностей учащихся. Напр., шк. программа по Т. предусматривает в 4-м кл. проведение не менее 2 однодневных походов, в 5—7-х кл. - не менее 2 однодневных и 1 двухдневного с ночлегом в полевых условиях (в палатке), в 7—11-х кл. - не менее 4 походов.
Во время туристского мероприятия педагоги [работники учреждения внешкольного (дополнительного). воспитания] несут полную ответственность за жизнь и воспитание детей. Успешное проведение похода зависит от его правильной организации: определения цели и маршрута путешествия, способов передвижения, подготовки снаряжения и т. п., закупки продуктов и медикаментов. Важнейшие условия туристской работы - охрана здоровья детей и соблюдение техники безопасности. Школьники должны пройти осмотр в мед. учреждении и получить разрешение участвовать в походе. Т. связан с опасностями (природные условия, климатические изменения, непривычные физич. нагрузки и др.). Несчастные случаи и травмы могут произойти в результате неправильной разработки маршрута (перенасыщение его длинными и сложными переходами), самовольного его изменения без особой необходимости, нарушения режима, разделения группы в пути и др. Каждый турист должен уметь оказать первую мед. помощь, соблюдать дисциплину и правила поведения в походе. Пед. система организации Т. в течение уч. года состоит из т. н. туристско-краеведч. циклов: подготовительного, основного (проведение похода). и заключительного. На подготовит, этапе юные туристы по книгам и документам знакомятся с маршрутом, природой, историей и культурой края, в к-ром предстоит путешествие. Учащиеся на уч.-тренировочных занятиях осваивают туристскую технику (умения сложить рюкзак, организовать ночлег, поставить палатку, разжечь костёр и т. п.), участвуют в небольших походах и соревнованиях Во время похода они занимаются поисково-крае-ведч работой (ведут дневники наблюдения, делают фотографии, зарисовки, собирают коллекции и т и), выполняют задания музеев, гос. и обществ. орг-ций по изучению родного края, охране окружающей среды и др. В походе обычно каждый участник может выступать в роли завхоза, сан инструктора и т.н. После похода учащиеся готовят заключит отчет, оформляют собранный материал в виде коллекций и экспозиций и передают их в предметные кабинеты, шк. музеи, устраивают выставки и вечера
Условия туристской жизни способствуют развитию у подростков организованности и дисциплинированности, смелости, выдержки, ответственности и др. нравств. качеств, дружбы и взаимопомощи Связь с краеведением позволяет использовать Т как средство приобретения знаний и развития интереса к уч занятиям Составной частью дет. -юношеского Т является семейный Т - плановый (по путевкам туристских орг-ций). и самодеятельный
Инструктивно-метод и организац помощь школам в туристской работе оказывают органы образования, станции юных туристов, дома (дворцы). дет. творчества, туристские базы, обществ. и спорт орг-ций Туристские маршрутно-квалификац комиссии органов образования - экспертные обществ. органы, в к-рые входят педагоги-туристы, мед работники и др. специалисты - определяют пед. целесообразность планируемых туристских мероприятий, контролируют соблюдение требований к их организации, оценивают результаты похода, экспедиции
Лит Берман А Е, Юный турист, M, 1977, Бардин К В, Азбука туриста, M, 19812, Остапец А А, Педагогика туристско-краеведч работы в школе, M 1985, Истомин II И, Туристская деятельность школьников вопросы теории и методики, M 1987, Туристско краеведч кружки в школе, M 1988 В В Шляков.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.