- ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
Проф. смысл Т. п. состоит в специфике деятельности педагога, обязанного влиять на внутр. мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, пед. требования, способствовать формированию общественно ценных отношений и разрыву тех, к-рые идут вразрез с воспитат. целями Т.н. вырабатывается на основе приобретения спец. пед. знаний в практич. деятельности Отеч педагогика рассматривает Т.н. как органич часть своей системы взаимоотношений взрослых и детей, основанной на чувстве ответственности, на сознании обществ. долга Такой подход значит. ельно расширяет проф. смысл и значение понятия Т.н. В пед. деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие
В Т.н. сочетаются и чувство меры, и сознат дозировка воздействия, и способность своевременно проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим Т. и зависит прежде всего от личных качеств педагога, его культуры, воли, гражданственности, от его проф. мастерства Педагог - мастер, владеющий Т п, всегда учитывает, что любое примененное им средство может дать самый неожиданный результат Коллективное воздействие при неумелом его использовании может стать из средства развития инициативы средством насилия и подавления самостоятельности воспитанников, задушевная беседа может превратиться в нудное морализирование, поощрение обернуться толчком к развитию самомнения Т.н. состоит в том, чтобы предвидеть и предотвратить обращение пед. средств в свою противоположность, уметь найти единственную и оптимальную меру применения пед. методов Каждое отклонение от меры может выступать как бестактность, как срыв в том случае, если педагог с помощью контролирующих средств не найдет снова ту грань, тот пед. уровень, на к-ром применение данного средства будет отвечать пед. целям и задачам
Содержание понятия «Т.н. » близко к понятию «техника педагогическая» Пед. техника и Т.н. - важнейшие компоненты пед. мастерства В основе Т.н. лежат гражд чувства педагога, любовь к правде, стремление к справедливости, вера в человека Само выражение этих чувств требует подлинного Т.н. Если пед. техника представляет собой форму организации поведения учителя, его темперамента, убеждений, взглядов, то Т.н. выступает.н. как регулятор этой формы, и как средство, с помощью к-рого педагог может направлять воздействие на личность ребенка, выверять результативность этого воздействия Ученики понимают чувства педагога, задумываются над его словами, действиями Стоит учителю допустить в своем рассказе неоправданную экспрессию, чрезмерный пафос - все его старания пропадут даром он не сумеет установить с детьми того душевного контакта, к-рый обеспечит эффективность всей методики воздействия
Воспитатель, не владеющий Т и, неизбежно становится либо на путь администрирования, либо на путь панибратства и в конечном итоге «отчуждает» себя от детей Педагог в общении с детьми выступает перед ними в разных ролях, требующих проявления Т.н. в разной тональности на уроке - четкость и корректность, в игре - непринужденность и даже нек-рая «раскованность», в неформальной обстановке - преобладание задушевности Переход из одной роли в другую требует быстрой переориентировки, смены тональности, что является важным компонентом Т.н. и достигается долгой пед. практикой, тщательным анализом своих действий
Степень эффективности применения воспитат. средств определяется «расстоянием» между педагогом и детьми чем ближе педагог к детям, тем больше возможностей у него влиять на их развитие Естественно, педагог стремится сократить это расстояние И если при этом он не учитывает настроения детей, направленности их мыслей именно в данный момент.н. т.д. , то результат может получиться обратный Потребность в духовной близости между учителем и учащимися и есть то объединяющее начало, к-рое основывается на такте, ведет к настоящей дружбе Этим и обязан руководствоваться педагог в индивидуальных беседах с детьми А знание индивидуальных особенностей учащихся, их наклонностей, условий их жизни поможет педагогу найти нужное слово и придать ему необходимую тональность, вызвать в себе и в других необходимое переживание, пробудить обществ. мнение, заронить в душу ребенка добрый порыв
Лит Азаров Ю П, Мастерство вое питателя, M, 1971, его же, Иск-во воспитывать, M 19852 Ю II Азаров.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.