СТРАХИ у детей

СТРАХИ у детей

эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия В ситуации явной опасности для жизни (при обмороке, падении и т и). С. имеют характер инстинктивной оборонительной реакции. В др. случаях С. социально опосредованы, обусловлены жизненным опытом и имеют не безусловный, а условный характер. Это С. перед к -л событиями, наказанием и осуждением, перед животными и сказочными чудовищами и т.д. Подобные С. также выполняют защитные функции, являясь своего рода средством самоконтроля и саморегуляции. Они могут выражаться в неясном волнении, опасениях и тревоге, т с быть диффузными, неопределенными.

С. могут быть свойственны определенному возрасту, уровню психич. развития, а также встречаться при нек-рых заболеваниях, в частности неврозах При прочих равных условиях С. чаще встречаются у эмоционально чувствит.н. впечат-лит детей, имеющих тревожно-мнительных, беспокойных родителей, чрезмерно их опекающих и предохраняющих от любых, часто воображаемых опасностей В дошк. возрасте С. значит. ельно больше, чем в школьном, в к-ром, однако, относительно большее значение приобретают опасения и тревога как проявления возросшего чувства ответственности, самоконтроля. Во всех возрастах С. более свойственны девочкам, чем мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию внеш. угрозы

Возрастные особенно с т.н. С. Большинство новорожденных проявляют инстинктивные формы защиты при внезапном приближении большого предмета, громких звуках, что выражается в сокращении мышц, вски-дывании ручек, общем беспокойстве Однако это быстро проходит.н. о С. в подлинном значении можно говорить не раньше 2-го полугодия жизни В 7 мес ребенок реагирует выраженным беспокойством при продолжительном отсутствии матери Это указывает на появление чувства привязанности, единения с матерью В основе данного С. лежит осознанная реакция, прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества Подобная форма С. максимально выражена до 2 V2 лет у девочек и до 3 лет у мальчиков В возрасте 8 мес появляется С. перед незнакомыми взрослыми, не похожими на мать Это указывает на появление пси-хол категорий «свой» и «чужой», в более широком смысле - С. перед новым и неожиданным воздействием Проходит обычно к сер 2-го года жизни при отсутствии к -л резких пугающих воздействий Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к детям 1-го и 2-го годов жизни, не перепоручать уход за ними др. лицам, в т.ч. родственникам, не отдавать без особой необходимости в ясли, надо находиться рядом с детьми в случае их помещения в больницу Особенно это важно при общей нервной и соматич ослабленности детей, когда у них выражены неспокойный сон, плохой аппетит, беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность. На 2-м году жизни каждый второй ребенок испытывает С. перед болью, при неожиданном появлении постороннего, резком звуке, когда оказывается на высоте или когда остается один На 3-м году жизни появляется С. перед наказанием, отражая возрастающее понимание последствий своих поступков. В 2 года заметен С. перед собаками и перед движущимся транспортом С. в этом возрасте меньше, если отец принимает активное участие в воспитании, родители не ведут борьбу с формирующейся самостоятельностью, а развивают активность, предоставляют возможность эмоционального реагирования в игре, способны своевременно помочь в преодолении воображаемых и реальных опасностей В возрасте 3—5 лет каждый второй из детей испытывает С. перед сказочными персонажами, С. боли, крови и неожиданных звуков, каждый третий - С. воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства Эти С. часто встречаются у детей, родители к-рых излишне беспокойны и одновременно принципиальны В 6 лет иногда возникает С. смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства, необратимости происходящих возрастных перемен Он обычно не выражается прямо, а проявляется в типичных для этого возраста С. нападения, стихии, огня и др, появляется не достигший еще максимума С. войны, эти С. символизируют угрозу для жизни и встречаются у каждого второго ребенка С. обостряются при конфликтных отношениях в семье, при заболевании одного из родителей, а также при хирургич операциях у детей, напр. удалении аденоидов, что нежелательно в этом возрасте В мл шк. возрасте кол-во С. уменьшается, но появляются новые - С. опоздания в школу, смерти родителей, к-рые встречаются у большинства детей Выражены также С. пожара, войны, нападения и собств. смерти Для подросткового возраста характерны С. смерти родителей, нападения, войны Относительно небольшое число С. в этом возрасте сопровождается более частым проявлением тревожности - беспокойства в связи с ожиданием к -л событий и возрастными изменениями

Все перечисленные С. носят временный, возрастной характер С. ними нужно не бороться, а принимать во внимание как нек-рый этап, своеобразие психич. развития

Невротические С. На невро-тич природу С. указывают их несоответствие возрасту, аффективная заостренность, навязчивость, фиксация на них Поведение детей приобретает защитно-избегающий, неестеств. характер В основе невротич С. почти всегда можно отметить наличие психич. потрясений или травм у детей, неумение взрослых справиться с их возрастными проблемами, жестокость, конфликты в семье и тревожно-мнительные черты характера родителей В этих условиях может происходить аффективное заострение возрастных С

В мл дошк. возрасте невротич характер может приобретать С. остаться без признания и поддержки Он выражается боязнью одиночества и изоляции и более всего характерен для истерич невроза У ст дошкольников невротическим выступает С. физич. исчезновения - смерти В мл шк. возрасте невротич разновидностью С. является С. не соответствовать общепринятым нормам Подверженные ему дети чрезмерно боятся сделать что либо не так, как следует, у них возрастает чувство неуверенности и беспокойства при выраженной ориентации на групповую норму и мораль Постоянное психич. напряжение приводит к повышенной утомляемости, головным болям, расстройствам сна, т с клинич картине неврастении Как правило, родители этих детей придают повышенное значение вопросам престижа и успеха, болезненно реагируют даже на случайные ошибки, не в меру принципиальны и негибки в своих требованиях В подростковом возрасте встречаются невротич С. потерять свой облик, неповторимость, индивидуальность Это и болезненно заостренное беспокойство по поводу внеш. вида, навязчивые С. сумасшествия и заражения, С. от неспособности быть творческой, созидательной личностью Они характерны для невроза навязчивых состояний Родители этих подростков обладают излишней категоричностью суждений, нетерпимостью к чужому мнению, эгоцентрической направленностью мышления У них подчеркнутое внимание к своему здоровью, тревожно-мнительная оценка происходящих событий Эти черты появляются и у подростков

Невротич С. преодолеваются лучше всего при изменении родителями своих неадекватных установок, большего контроля за своим поведением, нормализации отношений в семье, увеличения у детей возможности для эмоционального самовыражения и проявления активности Необходима квалифициров помощь и в отношении осн.заболевания - невроза, вместе с устранением к-рого проходят.н. С. Родители и воспитатели могут предложить детям 5—12 лет нарисовать свои С, а потом и себя, как небоящихся Это помогает повысить уровень волевой регуляции и самообладания Положит. эффект отмечается от специально организованных игр, таких, как прятки, жмурки и т.н. Можно также попросить детей сочинить сказочные истории на темы С. и разыграть их в семье или в специально подобранной группе сверстников Автор истории сам распределяет роли и имеет возможность в игре драматизировать, аффективно заострять и, главное, эмоционально отреагировать на свои С. У дошкольников и мл школьников успешно проходили кукольные драматизации по мотивам С. Причем кор рекционный эффект более ощутим, если ребенок в игре изображает пугающий его образ, а боящегося - сверстник или родитель При последующей перемене ролей дети уже не обнаруживают С, демонстрируя навык уверенного поведения При затруднениях в общении и социальной адаптации необходим доп комплекс занятий по развитию игровых и ролевых навыков

Устранение С. требует терпения,заинтересованности родителей и обязат проведения спец. мероприятий За С. нельзя наказывать, ругать, стыдить или требовать их прекращения Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей, общение с ними, взаимопонимание в семье - необходимые условия преодоления С. и формирования психически здоровой личности

Лит Эберлейн Г, Страхи здоровых детей, пер с нем M, 1981, Захаров А И, Как преодолеть страхи у детей, M, 1986, с г. о же, Неврозы у детей и подростков, Л, 1988, глЗ, Bamberi H, The fears of adolescents, L -[a o], 1979 А И Захаров.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "СТРАХИ у детей" в других словарях:

  • Страхи( у детей) —     эмоционально насыщенное чувство беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу. В ситуации явной опасности С. имеют характер инстинктивной оборонительной реакции. В др. случаях С. социально опосредованы, обусловлены жизненным опытом …   Педагогический терминологический словарь

  • Страхи детей (children's fears) — Поскольку страх это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая чел. или животное об опасности. Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побуждающими к… …   Психологическая энциклопедия

  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span) — С. широко дискутируемая тема как среди тех, кто занят оказанием профессиональной помощи людям, так и среди непрофессионалов. Некоторые исслед. тревоги в действительности имели дело со С., тогда как некоторые исслед. С. были, фактически, посвящены …   Психологическая энциклопедия

  • Страхи ночные — (pavor nocturnus) – детские страхи, связанные со сном и сновидениями. Ночные страхи возникают в периоде дельта активности сна, то есть в 3 й или 4 й фазе медленного сна. Существуют разные ночные страхи, вызванные рядом причин (Ковалёв, 1979). Это …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Страхи детские — эмоциональные реакции детей на ситуации или объекты, которые воспринимаются ими как опасные (угрожающие). С. д. вызывают у детей дискомфорт, возбуждение, желание избегнуть соответствующей ситуации, убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Страхи Ночные (Night Terror) — состояние у детей (обычно в возрасте 2 4 лет), когда вскоре после засыпания они начинают сильно плакать во сне от внезапно охватившего их страха. Ребенка трудно успокоить, так как при этом никаких изменений его психики не происходит; приступ… …   Медицинские термины

  • СТРАХИ НОЧНЫЕ — (night terror) состояние у детей (обычно в возрасте 2 4 лет), когда вскоре после засыпания они начинают сильно плакать во сне от внезапно охватившего их страха. Ребенка трудно успокоить, так как при этом никаких изменений его психики не… …   Толковый словарь по медицине

  • НЕВРОЗЫ у детей — группа функциональных нервно психич. расстройств, проявляющихся в специфич. симптомах при отсутствии грубых органич. изменений нервной системы. В совр. психиатрии Н. относят не к собственно психич. заболеваниям, а к «пограничным» расстройствам.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Особенности течения инфекционных психозов у детей — У детей при грубых воздействиях инфекционной патологии нередко развивается состояние оглушения, затем сопор и кома. К особенностям детского возраста относится также частота предделириозных состояний: раздражительность, капризность, тревога,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Игровая Терапия Аутических Детей — психотерапевтический метод, основанный на игровых занятиях с аутичными детьми, ориентированных прежде всего на установление положительного эмоционального контакта между ними и терапевтом. В этом процессе корректируются подавляемые ребенком… …   Психологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»