- СПОСОБНОСТИ
индивидуально-пси-хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С - это свойства ума, к-рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в к-рых они проявляются (техн, худож, муз. С и т и). В психол исследованиях выявлены компоненты, составляющие структуру спец. С Напр., в математических различают С к формализованному восприятию матем. материала и матем. обобщению, рациональному решению задач, к «свёртыванию» рассуждения и др. Подобным образом выявлены и исследованы осн. компоненты муз., лит., изобразит, и др. С., что позволило сформулировать пед. рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования С. учащихся.
Фундаментальная проблема в изучении С. - их природа и происхождение. Известны две крайние точки зрения по этому вопросу. Одна из них (ведущая традицию от воззрений Р. Декарта и Г. В. Лейбница). характеризует С. как врождённые образования, к-рые даются человеку в готовом виде. Другая (следуя традиции Дж. Локка). исходит из тезиса о полной зависимости С. человека от внеш. условий его жизни и утверждает, что, организуя соответствующим образом деятельность человека, можно добиться сколь угодно высокого уровня развития любых С. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии С., неправомерно недооценивать их природной основы: эффективным может быть лишь то воспитание, к-рое учитывает своеобразие природных особенностей человека и его одарённость. Высокая степень одарённости, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, наз. талантом. Гениальность - высшая степень одарённости; она проявляется в творчестве, имеющем ист. значение для общества.
Характеристика природной основы С. включает в себя возрастные предпосылки их развития. В отеч. психологии разработана проблема сенситивных периодов - возрастных этапов, на к-рых возникают оптимальные условия для развития определённых психич. качеств и С. Обоснована идея о неповторимости каждого возрастного периода в развитии С. Совмещение достоинств разных этапов возрастного развития - условие общего подъёма возможностей ребёнка; высокая степень одарённости нек-рых детей - результат суммирования предпосылок С. двух или неск. возрастных периодов (Н. С. Лейтес). Оптимальное использование возможностей каждого сенситивного периода - актуальная практич. задача педагогов и родителей.
Большое значение имеет работа по диагностике и прогнозированию С. Помощь в проведении такой работы оказывает психол. диагностика, к-рая стала складываться как самостоят. науч. дисциплина в нач. 20 в. под воздействием требований практики. Были разработаны показатели общего умственного развития, методы индивидуального и группового тестирования, тесты способностей и достижений (см. Тесты).
В ходе диагностики и прогнозирования С. необходимо иметь в виду относительность деления учащихся на способных и малоспособных: в большинстве случаев «малоспособные» школьники – это дети, чьи С. ещё не востребованы, не раскрыты, не найдены пути их эффективного воспитания. Значимым для воспитания С. является формирование индивидуального стиля деятельности. Науч. основы его исследования были заложены в работах Б. М. Теплова, В. С. Мерлина, Е. А. Климова, К. М. Гуревича и др. В основе данного подхода лежит тезис о том, что успех в деятельности может быть достигнут психологически разными путями. Это означает, в частности, что предпосылками успеха могут быть разные С. или разные компоненты одной и той же С. Отсюда следует, что развитие С. существенно зависит от того, насколько удаётся сформировать у школьника свой особый индивидуальный стиль деятельности, оптимальный именно для него, компенсирующий его природные недостатки и максимально использующий его достоинства.
В психол. исследованиях рассмотрена взаимосвязь понятий «С.» и «склонность»; последняя характеризуется как избирательная направленность на определённую деятельность, к-рая стала потребностью человека и в к-рой проявляются и развиваются его С. Обосновано положение о связи линий развития трудоспособности и одарённости, что открывает возможность построения общей модели ресурсов личности (Б. Г. Ананьев). Разработано понятие об обучаемости как показателе развития продуктивного (творческого). мышления учащихся и сформулированы психол.-пед. принципы развития такого мышления (3. И. Калмыкова). Показано, что эффективным средством развития умственных С. является создание проблемных ситуаций в обучении, диалогич. форма изложения уч. материала (А. М. Матюшкин).
Логика проведённых исследований привела к необходимости выйти за рамки «компонентного» рассмотрения отд. С. и изучать их в контексте целостной личности. Личностный подход к С. предполагает, что наиб. эффективным средством развития С. у школьников признаётся опосредованное воздействие на личность, формирование её определённой структуры. Напр., экспериментально доказано, что проявление лит. С. у школьников существенно зависит от их умения выходить за пределы собств. «читательской позиции» и становиться на позицию др. человека - автора произведения, лит. критика, героя произведения и т. д. В данном случае речь идёт не просто о выработке определённых умений, а о формировании целостного личностного отношения к лит.-худож. явлениям.
Лит: Леонтьев А Н., О формировании способностей, ВП, 1960, № 1; P у б и н-штейн С. Л, Проблема способностей и вопросы психол. теории, ВП, 1960, № 3; Лейтес Н. С., Умственные способности и возраст, М., 1971; его же, Способности и одаренность в дет. годы, М., 1984; Платонов К. К., Проблемы способностей, М., 1972; В с и г. с p Л. А., Педагогика способностей, М., 1973; Мелик-Пашаев А. А., Педагогика иск-ва и творческие способности, М., 1981; Т с и л о в Б. М., Способности и одаренность, Избр. тр., т. 1, М., 1985; Чудновский В. Э., Воспитание способностей и формирование личности, М., 1986; Spearman С, The abilities of man, L., 1927; Vernon P. E., The measurement of abilities, N. Y., 1961; The gifted and the talented: their education and development, ed. by A. Har-ry Passow, Chi., 1979; С a 11 e 11 R. B., The inheritance of personality and ability: rese-arch methods and findings, N. Y., 1982.
В. Э. Чудновский.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.
Смотреть что такое "СПОСОБНОСТИ" в других словарях:
Способности — Способности это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в… … Википедия
способности — индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… … Большая психологическая энциклопедия
Способности — индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… … Психологический словарь
способности — данные, талант, талантливость; паренка, пар Словарь русских синонимов. способности данные см. также талант, талантливость Словарь синон … Словарь синонимов
СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте,… … Философская энциклопедия
СПОСОБНОСТИ — СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… … Современная энциклопедия
СПОСОБНОСТИ — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и… … Большой Энциклопедический словарь
СПОСОБНОСТИ — СПОСОБНОСТИ. Индивидуальнопсихологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. Выделяют С. к языку, математические, музыкальные,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Способности — СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
способности — • выдающиеся способности • исключительные способности • недюжинные способности • незаурядные способности • необыкновенные способности • огромные способности • поразительные способности • удивительные способности • фантастические способности •… … Словарь русской идиоматики
Книги
- Способности и склонности, Э.А. Голубева. В монографии обобщены многочисленные экспериментальные характеристики способностей и склонностей. Представлены три уровня их изучения: психофизиологический, психологический и… Подробнее Купить за 2059 грн (только Украина)
- Способности и склонности, Э.А. Голубева. В монографии обобщены многочисленные экспериментальные характеристики способностей и склонностей. Представлены три уровня их изучения: психофизиологический, психологический и… Подробнее Купить за 1831 руб
- Способности. Личность. Индивидуальность, Э. А. Голубева. В книге обобщены теоретические и экспериментальные работы автора с сотрудниками, объединяющие методы и концепции дифференциальной психологии и психофизиологии. Предложено новое понимание… Подробнее Купить за 594 руб