- СОВЕТ ШКОЛЫ
выборный орган, представляющий обществ, интересы во внутришкольном управлении; одна из форм самоуправления в образовательном учреждении. Создаются по Закону РФ об образовании (1992; новая ред. 1996). и на основании типового положения об образовательном учреждении.
Состав С. ш., порядок его избрания, организационная структура, регламент работы и принятия решений определяются в уставе школы. На основе устава происходит разграничение полномочий между С. ш. и директором школы.
Типовой устав общеобразоват. учреждения (1995). предусматривает избрание С. ш. на определённый срок общим собранием (конференцией). трудового коллектива школы.
Деятельность С. ш. строится на принципах демокр. участия членов совета в управлении школой, плюрализма и свободы выражения мнений, учёта мнения большинства, уважения к мнению каждого участника обсуждения; гласности и открытости деятельности совета; полноты представительства в составе совета; эффективности использования полномочий.
Функции совета по общему руководству школой конкретизируются в культивировании демокр. традиций школы; подготовке и проведении общих конференций, организации выполнения их решений; разработке условий и проведении конкурсов на замещение вакантных лед. должностей в школе; выявлении и учёте обществ, мнения о деятельности школы и её должностных лиц; участии в разработке и обсуждении концепций и программ развития школы; повышении уровня самостоятельности школы в решении вопросов организации уч.-вос-питат. процесса, финанс.-хоз. деятельности; взаимодействии с администрацией и обществ, организациями в представительстве и отстаивании интересов школы; выборе языков обучения; участии в организации внеклассной и внешк. работы с учащимися.
С. ш. может заслушивать отчёты и сообщения директора и др. работников школы, представителей обществ, орг-ций. К компетенции С. ш. относится определение продолжительности уч. недели, времени каникул, распорядка труда и отдыха в течение дня. Решения С. ш., принятые в пределах его полномочий, обязательны для администрации и членов трудового коллектива школы, Советы нек-рых школ обладают правом вето относительно решений администрации. Директор школы, в свою очередь, имеет право на отлагательное вето в отношении решений С. ш., прежде всего тех, к-рые противоречат законо-дат. и нормативным актам. В большинстве школ С. ш. действуют как совещат. органы при директоре школы.
Руководитель школы может не избираться в С. ш., но для успешного управления ему необходим определённый вотум доверия С. ш., поскольку совет отражает мнение педагогов, учащихся, родителей, внешк. общественности.
В крупных школах структуру С. ш. составляют пленум (общее собрание членов), бюро, постоянные или временные комиссии. Заседания комиссий проходят по мере необходимости. Шк. советы - составная часть разл. моделей управления образованием в демокр. странах со 2-й пол. 19 в. Как органы гос.-обществ, управления С. ш. действовали в школах СССР. до сер. 30-х гг. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. началось возрождение практики создания С. ш. Соответствующими документами Гособразования СССР. предполагалось широкое представительство в совете родителей, учащихся (начиная со ст. подросткового возраста), групп общественности, заинтересованных в эффективной работе школы.
Лит.: Лоренсов A. B., Организация и деятельность Совета общеобразоват. школы, в сб.: Социально-пед. основы демократизации управления общеобразоват. школами, М., 1990; Полубояров Б. В., На пути к демокр. школе, М., 1991; Портнов М. Л., Азбука шк. управления, М., 1991. А. В. Лоренсов.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.