- СЛОВАРИ УЧЕБНЫЕ
в лексикографии самостоят. тип словарей; выделяются обучающей направленностью и используются как одно из средств обучения. Уч. характер их проявляется в составе словника, отборе, размещении, способах подачи и интерпретации линг-вистич. информации, языке изложения материала, объёме, оформлении. С. у. выполняют 3 осн. функции: учебную, справочную и систематизирующую. Им свойственны также др. функции, характерные для словарей всех типов: информативная (позволяет кратчайшим способом приобщиться к накопленным знаниям). и нормативная (фиксируя значения и употребления слов, способствует совершенствованию и унификации языка).
В спец. лит-ре иногда высказываются мнения, что уч. пособием является любой словарь. Нек-рые лексикографы считают, что С. у. появились раньше общих словарей, по мнению других - уч. лексикография выделилась в самостоят. отрасль в 70- 80-х гг. 20 в. Активное развитие уч. лексикографии в эти десятилетия иногда объясняется как её «новое возрождение».
Гл. особенность С. у. - миними-зированность всех структурных элементов и представленных аспектов языка. Тщательному отбору подвергаются слова, составляющие лексич. базу словаря. Как правило, С. у. базируются на лексич. минимумах, при составлении к-рых учитывается частота (употребительность). слова, его парадигматич. и синтагматич. свойства, лексич., морфо-логич. и синтаксич. особенности, словообразовательные связи и словопорожда-ющий потенциал, функционирование в разл. тематич. группах, коммуникативная ценность слова. Особое внимание при формировании лексич. минимумов уделяется вопросам системности и проявлениям асистемности языка, коммуникативной и метод, значимости языковых единиц Осн.черта С у - избирательность от словника и толкований до варьирования этих толкований и набора сведений, сообщаемых о разных словах Словарь должен целенаправленно учить тому, что необходимо
Оси, типы рус. уч. словарей. В метод лит-ре нет единого мнения относительно объема лексич минимума для словарей, предназначенных для нерусских учащихся и иностранцев Словари, составленные на базе «4000 наиболее употребительных слов рус языка» H M Шанского и др, и переводы «Краткого толкового словаря рус языка» под ред. В В Розановой (5 тыс. слов). оказались не в состоянии удовлетворить потребности школ По мнению II И Харакоза, эти словари не могут соответствовать требованиям владения рус языком к выпускникам рос школ, для к-рых русский не является родным, т к «свободное чтение» на рус яз лишь «начинается» с понимания 8 тыс. слов По нек-рым оценкам, средний уч толковый словарь рус яз должен включать 10—12 тыс. слов, а большой - не менее 25 тыс. (П H Денисов, «Лексика рус языка и принципы ее описания», 1980). Большой словарь в состоянии удовлетворить потребности вузовского этапа обучения
Важное качество Су - достаточно большой «запас прочности», чтобы обучающий имел значит. возможности варьирования лексич работы Лексич минимум - ориентир, а не конечная цель в формировании активного лексич запаса учащихся Такой подход к словникам С у реализован в практич. лексикографии (напр., X Лемхенас, «Краткий школьный рус -литов словарь», ок 20000 слов, 1968, Л Г Саяхова, 3 Г Сахипова, 3 Г Ураксин, Ф Ф Асадул-лина, «Рус -башк. уч словарь», ок 10000 слов и фразеологич. единиц,1986, Л Г Саяхова, «Грамматико-орфографич словарь рус языка для башк. школы», ок 20000 слов, 1987).
С у различаются по адресатам и кол-ву языков Они предназначаются для носителей родного языка (напр., словарь рус языка для учащихся рус школ), для изучающих неродной язык (словари рус языка для чувашских, татарских и др. школ), в т.ч. иностранный (словари рус языка для учащихся англ. школ или словари англ. языка для учащихся рус школ). Потребителями С у могут быть дошкольники (напр., разл типа картинные словари). и учащиеся разл типов уч. заведений и др.
Часто словари для учащихся противопоставляются словарям для обучающих Созданы словари, специально предназначенные для обучающих, к-рые нередко обращаются к собственно уч словарям за справкой, важной для процесса обучения (напр., англ. словари Торндайка).
По кол-ву разрабатываемых языков С у делятся на одно-, дву- и многоязычные К одноязычным относятся M С Лапатухин, E В Скорлуповская, Г II Снетова, «Шк. толковый словарь рус языка», 1981, Д H Ушаков, С E Крючков, «Орфографич словарь», 198438, В II Жуков, А М Жукова, «Шк. фразеологич. словарь рус языка», 1989 - для учащихся рус школ Изд-во «Просвещение» сформировало серию таких словарей В H Клюева, «Краткий словарь синонимов рус языка», 1961, M P Львов, «Шк. словарь антонимов рус языка», 1980, В В Одинцов, Г II Смолиц-кая, E И Голанова, И А Василевская, «Шк. словарь иностр. слов», 1983, 3 А Потиха, «Шк. словарь строения слов рус языка», 1987, А Н Тихонов, «Шк. словообразовательный словарь рус языка», 19912, Б Т Панов, А В Текучее, «Шк. грамматико-орфографич словарь рус языка», 19852 К ним примыкают «Краткий муз. словарь для учащихся» Ю С Булучевского, В С Фомина, 19753, «Краткий словарь по эстетике», 1983, «Щк топонимич словарь» E M Поспелова, 1988
К двуязычным относятся переводные и толково-переводные С у типа рус -туркм, рус -узб, рус -нем и др, получившие широкое распространение в нашей стране и за рубежом Реже встречаются многоязычные С у (напр., узб -рус -англо-нем -французский).
С у дифференцируются по единицам описания, относящимся к разл уровням языка - фонетич (фонологическому), морфемному, словообразоват, лексич, фразеологич, морфологич, синтаксическому Объектом их могут быть звуки, сочетания звуков, ударение, части слова, слова, грамматич. формы слов, группы или ряды (парадигмы). слов, свободные или устойчивые сочетания (фразеологич. обороты). и целые предложения Так, грамматич. формы слов являются объектом грамматич. словаря, устойчивые словосочетания выступают как заглавные единицы фразеологич. словаря, служебные морфемы (приставки, суффиксы, окончания). служат «черными словами» в морфемных словарях Словосочетания в разных своих аспектах могут быть объектом двух типов словарей - сочетаемости и синтаксического Нек-рые словари разрабатывают лингвистич единицы, относящиеся к разным уровням структуры языка Напр., орфоэпич словарь имеет дело с звуками, сочетанием звуков, грамматич. формами слов, толковый словарь обычно разрабатывает слова как лексич единицы, грамматич. формы слов, фразеологич. обороты, составные названия, ударение, произношение и т.д.
По способу размещения описываемых лингвистич единиц С у делятся на алфавитные, обратные, гнездовые Особый тип составляют идеографич словари К алфавитным относятся, напр., орфографические или отраслевые предметные словари.
Гнездовые словари всегда являются таковыми только по способу размещения всех производных однокоренных слов в одном гнезде Непроизводные слова, возглавляющие гнезда, следуют в словаре в алфавитном порядке, т с сами гнезда размещаются в гнездовых словарях по алфавиту непроизводных (корневых). слов Пример гнездового словаря - «Шк. словообразовательный словарь рус языка» А Н Тихонова.
В идеографич словарях (к ним относятся тематич словари, словари лексико-семантич групп и др.). слова распределяются по смысловым, тематич группам, к-рые располагаются по определенным логич. схемам, важным для общей классификации материала словаря Так, в «Русско-узб тематич словаре» Тихонова (1979). материал размещен по темам ПРИРОДА I Земля, Поверхность земли II Небо III Явления природы IV Полезные ископаемые V Растения VI Животные VII Птицы VIII Другие животные существа ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА IX Человек X Жилье и т.д.
Специфичны по размещению материала синонимич, антонимич, омони-мич, паронимич словари Системные явления, описываемые в них, реализуются не в изолированных словах, а в ело весных рядах, состоящих минимально из двух, а максимально из неск. десятков слов Синонимы представлены парадигмами, к-рые размещаются в алфавитном порядке доминант, напр., «Краткий словарь синонимов рус языка» В Н Клю евой (1961), аналогично построен «Шк. словарь антонимов рус языка» M P Львова (1980).
Совр. рус учебная лексикография развивается в двух направлениях. С одной стороны, создаются разнообразные аспектные С у, с другой - наметилась тенденция к созданию комплексных словарей, тяготеющих к словарям универсального типа В обучении нерусских рус яз явное предпочтение отдается комплексным словарям, т к обучающемуся удобнее по всем вопросам обращаться к одному источнику В дальнейшем будут развиваться и совершенствоваться оба типа С у Одноаспектные словари будут стремиться к полноте информации - содержать исчерпывающие (с точки зрения потребностей обучения). сведения по разрабатываемым в них единицам языка Такие словари выполняют функцию справочников Комплексные словари прежде всего уч пособия, гл. их функция - обучающая, один из важнейших источников их обогащения и совершенствования - одно-аспектные словари.
Целесообразность создания комплексных словарей обусловлена ролью преподавателя в уч. процессе, конечная цель деятельности к-рого - научить учащихся свободно говорить и писать грамотно по-русски - достигается ежедневной работой над словом На каждом занятии учителю приходится вводить в активный лексич запас учащихся определенное количество слов Для этого он должен иметь в своем распоряжении все необходимые сведения о слове (как правило, рассыпанные по разным словарям рус языка).
Формируются 3 системы аспектных словарей - для учащихся рус. школ, для учащихся школ с нерусским языком обучения и для иностранцев. Наиб. близка к решению проблема аспектных словарей для учащихся рус. школ, однако ряд словарей здесь не создан - омонимический, паронимический, орфоэпический и др., а также ударений, трудностей, лексич. и синтаксич. сочетаемости и др. Отд. словари требуют обновления (напр., синонимический), существенного дополнения (толковый, грамматический).
Система аспектных словарей для рос. школ с нерус. языком обучения не получила развития. Преобладают переводные словари с бедным и сильно устаревшим рус. словником, редко создаются тема-тич., фразеологич., терминологич. и др. С. у. Не развита в должной мере уч. лексикография для мн. языков народов Рос. Федерации.
В системе С. у. для иностранцев основным является переводной словарь. Созданы словари: терминологич., частотные, фразеологич., страноведческие, пословиц и поговорок, сочетаемости. Однако большинство аспектных словарей в этой системе пока не разработаны (синонимич., антонимич., акцентоло-гич., орфоэпич., грамматич. и др.).
С нач. 90-х гг. ведётся работа над созданием комплексных словарей рус. языка для нерусских, в основе к-рых коммуникативная ценность слова. Слово толкуется, его значения целенаправленно иллюстрируются. Осн. акцент направлен на использование слова в речевой деятельности. Первый опыт создания такого С. у. - «Словарь-справочник по рус. языку» А. Н. Тихонова, E. H. Тихоновой, С. А. Тихонова (ок. 26 000 слов, 1996). Он близок к универсальному словарю и объединяет в одном фактически 14 словарей: толковый, синонимич., антонимич., омонимия, грамматич., орфографич., орфоэпич., акцентоло-гич., морфемный, словообразовательный, фразеологич., сочетаемости, те-матич., лексико-семантич. групп. Его словник получен путём отбора наиб. употребительных слов из огромного массива совр. рус. языка. Каждая словарная статья даёт о слове исчерпывающую информацию: о написании, произношении, грамматич. изменении и т. п., приводятся все вариативные формы слова, фиксируются чередования звуков при слово- и формообразовании. Слова, состоящие из значимых частей, расчленены на морфемы. Для производных слов указываются исходные слова и форманты образования. Доступно и кратко определены значения слов. После их толкования даются антонимы и синонимы. Показана сочетаемость слова. Фразеологич. обороты разработаны семантически, грамматически; показано, с какими разрядами слов они сочетаются. По каждому параметру словарь содержит информацию, отсутствующую в действующих словарях рус. языка.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.