- СИНЕКТИКА
метод коллективной творческой деятельности и уч исследования, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, ме-тафорич мышления участников Применяется как прием решения сложных творческих, в т.ч. техн. -изобретательских задач, в пед. практике используется для решения уч -познават проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.
С была разработана в кон 1950-х - нач 60-х гг амер психологом У Гордоном на основе опыта применения метода групповой генерации идей, получившего назв «мозговая атака» или «мозговой штурм» (Bramstormmg). С развивалась как совместная поисковая деятельность по решению проблем экспертными группами с использованием догадок, смелых гипотез (т.н. сумасшедших идей). и интуитивных решений и первоначально создавалась как методика стимулирования творческой работы при поисках инновационных решений проблем пром-сти и управления.
В 60-е гг на основе «пром » образца С в США стали проводиться эксперименты по разработке ее уч варианта в начальной, средней и высш. школе Главным для соответствующих дидактич поисков стало стимулирование поисковой уч деятельности на основе эмоционально-образного, метафорич мышления При этом процесс решения проблем носит интуитивный характер.
Организация уч работы в С включает след осн. моменты 1). Первоначальная постановка проблемы 2). Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации Роль эксперта, компетентного лица, как правило, выполняет учитель или учащийся, обладающий определенной подготовкой При необходимости в класс приглашают специалиста, привлекают разл источники информации На этой ступени сбор фактов имеет сугубо подчиненное значение и направлен на то, чтобы заложить основу для решения проблемы 3). Выяснение возможностей решения проблемы (учащиеся предлагают всевозможные решения, учитель и эксперт подробно комментируют их, поясняют, почему предложенные решения не подходят, хотя случайное решение проблемы путем удачных догадок возможно уже на этом этапе). 4). Переформулирование проблемы (каждый самостоятельно переформулирует проблему в своем собственном понимании, тем самым как бы приближая проблему к себе). 5). Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы (первоначальный вариант постановки проблемы временно откладывается). 6). Выдвижение образных аналогий (учитель побуждает группу к поиску ярких, метафорич аналогий, заложенных в проблемной ситуации явлений, этап - ключевой для С).
При поиске аналогий наряду с прямым сопоставлением предметов и явлений учитель побуждает учащихся к привлечению «личностных» и «символических» аналогий, играющих ведущую роль в групповом творческом процессе «Личностные» аналогии основаны на идентификации, отождествлении учащегося с данным объектом, явлением Напр., при обсуждении проблем, связанных с загрязнением окружающей среды, учитель может обратиться к ученику с вопросом «Представь, что бы ты ощущал, если бы сам был загрязненной рекой?».
«Символическая» аналогия сводится к краткой фразе из 2—3 слов, выражающей в образной форме суть проблемы. Такие фразы представляют собой сочетания контрастных понятий. Напр., физич. проблема, связанная с применением тепловых процессов для охлаждения, может быть обозначена как «горящий лед», а суть биол. проблемы, связанной с получением пастеровского антитоксина, - как «безопасная атака».
В ходе поисковой деятельности привлекаются также т.н. фантастич аналогии, к-рые могут строиться на воображаемом изменении законов природы, создании особого гипотетич мира, где «возможно все, что угодно». Напр., в проблеме, где требуется найти способ подачи воды на вершину горы, в качестве одной из «фантастич » аналогий может выступать гипотетич мир, в к-ром «изменен» закон гравитации и вода течет вверх.
7). «Подгонка» намеченных группой подходов к решению или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы Наряду с учителем в руководстве «подгонкой», как правило, участвует.н. эксперт Если намеченные подходы оказались непродуктивными, группа возвращается к поиску новых аналогий Если подход к проблеме (или готовое решение). приемлем, он переносится с переформулированного учащимися ограниченного варианта проблемы к ее первоначальной постановке На этом завершающем этапе группа определяет, решена ли поставленная проблема или следует избрать новый подход к поиску решения (а возможно, и отложить решение на нек-рое время).
В основе С лежит ряд представлений о природе творческой деятельности и возможностях ее целенаправленного построения в уч. процессе использование внешне выраженных, четко очерченных этапов и процедур творческой деятельности, ключевая, преобладающая роль иррациональных, эмоционально окрашенных мыслительных процессов как движущей силы творческого поиска, их осознанное и упорядоченное использование индивидом и группой в сочетании с последующим рационально-логич. анализом и отбором найденных решений, взвешенным, аналитич осмыслением полученных результатов. В качестве субъекта познания в С выступает не столько каждый учащийся, сколько вся группа Специфич чертой данного метода является то, что поисковая деятельность строится как принципиально совместная, обсуждение и отбор эмоционально-образных, метафорич аналогий ведется в обстановке тесного межличностного взаимодействия.
С используется в двух осн.вариантах выработка, создание новых представлений (от известного - к неизвестному). и овладение новыми представлениями (от неизвестного - к известному).
С направлена на углубленное осмысление изучаемого материала, может не только дополнять, но и сопровождать первичное ознакомление с новым материалом Она обладает высоким потенциалом развития творческих возможностей учащихся Дидактич особенности С связаны с формированием опыта поисковой деятельности, развитием видения проблемы, включением нового опыта в широкий контекст личностного опыта учащихся Важная черта С - формирование у учащихся положит. опыта эмоционально и познавательно насыщенного группового творческого поиска, расширения и взаимного обогащения представлений
Значит. упорядоченность, отработанность процедур С делают ее «совместимой» с уч процессом В это же время работа по этому методу требует от учителя определенной психолого-пед. квалификации и высокой отдачи Опыт применения С пока довольно ограничен - она используется в уч. процессе нач, ср. и высш. школы США, в практике образования взрослых др стран в качестве своего рода «авангардного» дидактич средства
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.