СИМОНОВ Павел Васильевич

СИМОНОВ Павел Васильевич

(р 20 4 1926, Ленинград), нейро- и психофизиолог, акад РАН (акад АН СССР. с 1987), дер мед наук (1961), проф. (1969). Окончил Воен. -мед академию в Ленинграде (1951), работал там же и в воен. клинич госпитале С 1960 в системе АН, с 1962 в Ин-те высш. нервной деятельности (с 1982 директор). Акад -секр (с 1988). отделения физиологии РАН, гл. ред «Журнала высшей нервной деятельности км И II Павлова» (с 1982). Чл Нью-Йоркской и нек-рых др АН, поч ч Павловского науч. об-ва США Гос. пр СССР. (1987, в коллективе). за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека

Осн.науч. интересы - нейро- и психофизиология мотиваций и эмоций Предложил потребностно-информац теорию эмоций (1964), согласно к-рой эмоция - это отражение мозгом к -л актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения, эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя - зачастую неосознанно - представления о средствах, времени, ресурсах, прогностически необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (кн. «Эмоциональный мозг», 1981). Наряду с «информационной» системой мозга человек располагает «мо-тивационной», к-рая устанавливает дина-мич иерархию конкурирующих потребностей Индивидуальные особенности взаимодействия мозговых структур составляют основу типов нервной системы (по И II Павлову). и параметров экстраверсии-интроверсии и нейро-тизма (по X Айзенку). Нарушение этого взаимодействия приводит к развитию неврозов (кн. «Мотивированный мозг», 1987).

С создал классификацию потребностей, в к-рой наряду с триадой базисных и первичных по происхождению (виталь-ных, социальных, идеальных). выделен класс дополнительных, среди к-рых - потребность в вооруженности (овладение знаниями, навыками, умениями). и потребность преодоления препятствий на пути к цели (воля). В иерархии мотивов у детей и подростков потребность в вооруженности занимает доминирующее положение. Согласно потребностно-информац теории задача воспитания - формирование определенного набора и иерархии потребностей, обеспечивающих их гармонич. ное сочетание в мотивац структуре личности С. описан феномен эмоционального резонанса, обнаруживавшийся на ранних этапах эволюции живой природы, к-рый у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию и в доминирование потребности в деятельности «для других» В отличие от обучения, адресующего гл. обр. к сознанию субъекта, воспитание потребностей происходит гл. обр. на уровне подсознания и сверхсознания. По С, творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым ре комбинированием опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием Это реконстру-ирование побуждается и направляется доминирующей потребностью Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логич. оценки и практики Теория эмоций С стала основой для разработки комплексных методов объективного кон троля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека.

Соч Происхождение духовности М, 1989 (соавт), Созидающий мозг, М, 1993

Э А Костандов


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "СИМОНОВ Павел Васильевич" в других словарях:

  • СИМОНОВ Павел Васильевич — (р. 1926), российский физиолог, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Основные работы по экспериментальной нейрофизиологии эмоций, проблемам высшей нервной деятельности. Государственная премия СССР (1987) …   Энциклопедический словарь

  • СИМОНОВ Павел Васильевич — (р. 1926) российский физиолог, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Основные работы по экспериментальной нейрофизиологии эмоций, проблемам высшей нервной деятельности. Государственная премия СССР (1987) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Симонов, Павел Васильевич — (р. 20.04.1926) спец. по психофизиологии, выступает по филос. аспектам проблемы сознания; д р мед. наук, проф. Род. в Ленинграде. Окончил Военно мед. академию им. С.М.Кирова (1951). С 1960 в Ин те высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН …   Большая биографическая энциклопедия

  • Симонов, Павел Васильевич — Павел Васильевич Симонов Павел Станиславович Станкевич 200px Дата рождения: 20 апреля 1926(1926 04 20) Место рождения: Ленинград, СССР …   Википедия

  • Симонов Павел Васильевич — …   Википедия

  • Симонов, Павел — дьяк, 1678 1680 г. Дополнение: Симонов, Павел Васильевич, дьяк 1676 г.; дворян. москов. 1671 г. (упом. в боярск. книге до 1677 г.). {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Павел Васильевич Симонов — Павел Васильевич Симонов, урожд. Станкевич (1926 2002) российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Директор института Высшей нервной деятельности РАН. Государственная премия СССР (1987). Содержание …   Википедия

  • Симонов — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В …   Википедия

  • СИМОНОВ — 1. СИМОНОВ Валерий Петрович (род. 1953), журналист, главный редактор газеты Россия (с 1997). С 1988 в Комсомольской правде (главный редактор в 1994 97). 2. СИМОНОВ Евгений Рубенович (1925 94), режиссёр, народный артист СССР (1975), член… …   Русская история

  • СИМОНОВ — Павел Васильевич (р. 1926) российский психофизиолог и нейрофизиолог, автор потребностно информаци онной теории эмоций. Д р медицинских наук (1961), профессор (1969). Директор Института высшей нервной деятельности (с 1982). Д. чл. АН СССР (1987).… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»