- СИКОРСКИЙ Иван Алексеевич
[26.5(7.6).1842, Киев, - 1.7.1919, там же], психолог, психиатр и педагог, дер медицины (1873). После окончания Киевского ун-та (1869). работал в мед. учреждениях Петербурга. С 1881 проф. кафедры нервных болезней Киевского ун-та. В 1912 основал в Киеве Фребелевский ин-т (Ин-т дет. психологии). Принимал активное участие в деятельности разл. мед. и пед. науч. съездов и обществ. Был пред, киевского Фребелевского об-ва; чл. Комиссии по вопросу об улучшениях в ср. общеобразоват. школе при Мин-ве нар. просвещения; ред. журн. «Вопросы нервно-психической медицины» (с 1896).
Автор многочисл. трудов по разл. проблемам психологии, педагогики, медицины («Задачи нервно-психич. гигиены и профилактики», 1887; «Об успехах медицины в изучении явлений психического мира», 1889). Круг его науч. интересов был очень широк и характеризовался стремлением собрать воедино данные наук о человеке; создать целостное представление о ходе развития ребёнка и функционировании человеческой психики в их зависимости от деятельности нервной системы; показать взаимодействие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер; обосновать необходимость тесного сочетания умственного, нравств. и эстетич. воспитания.
В области психологии монография С. «Всеобщая психология с физиогномикой, в иллюстративном изложении» (19122). явилась крупнейшим и наиб. значит. ельным для своего времени обобщающим трудом по этой проблематике.
С. принадлежит первая отеч. экспе-рим. работа в области пед. психологии - «О явлениях умственного утомления детей шк. возраста» (1878—79). Анализируя характер письменных работ учащихся, выполненных до и после наступления утомления, он пришёл к выводу, что в результате любой умственной работы происходит прежде всего «утомление нервно-психич. механизма», что позволило поставить вопрос о построении уч. процесса в соответствии с закономерностями психич. деятельности детей. Эта работа С. была в том же году опубликована во Франции и Бельгии, в 1880 в Великобритании. Предложенный им метод изучения утомления послужил основой организации аналогичных исследований Л. Бургерштейном в Австрии, Э. Крепелином в Германии и др.
С. принадлежит первое в отеч. науке систематич. исследование, посвящённое развитию ребёнка в первые годы жизни («Воспитание в возрасте первого детства», 1884). В нём С. обобщил результаты наблюдений за собственными детьми, а также за детьми Петерб. воспитат. дома и новорождёнными в Надеждин-ском родовспомогат. заведении. На их основе он показал значение раннего детства как фундамента всего дальнейшего хода психич. развития и подчеркнул, что только работы, носящие характер естеств.-науч. исследований, могут создать возможность «выйти из груды пед, эмпиризма и начать разработку принципов воспитания». С. чётко определил значение исследования проблем дет. развития для разл. областей науч. познания и для практич. работы в области воспитания и обучения. Проанализировав опыт, накопленный заруб. наукой (в первую очередь труды В. Прейера), С. приступил к собственным наблюдениям за дет. развитием. В этой книге он сформулировал те принципиально важные проблемы, изучению к-рых посвятил последующие годы и к-рые до сих пор являются предметом пристального внимания учёных.
С. дал конкретное науч. обоснование мысли К. Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки. Он подчёркивал, что подлинной основой для науч. теории воспитания является комплексное всестороннее изучение ребёнка. Первым в России С. указал на ключевое значение раннего детства для воспитания. На обширном исследоват. материале он показал, что мн. недостатки в характере человека, в развитии способностей имеют своими истоками первые месяцы и годы жизни, являются результатом неправильного воспитания и могут быть преодолены, скорректированы в процессе целесообразного врачебно-пед. воздействия.
Развивая оптимистич. взгляд на возможности воспитания, С. подчёркивал зависимость этого процесса от множества факторов, в особенности - от личности педагога, в связи с чем указывал на необходимость не только профессиональной, но и нравств. подготовки воспитателя.
Конечную цель воспитания С. видел в гармонич. ном развитии личности и рассматривал 3 осн. аспекта этой проблемы: гармонич. ное развитие разл. сторон психич. жизни - ума, чувства, воли; гармонич. ное сочетание разл. сторон воспитат. воздействия - умственного, нравственного, эстетического; гармонич. ное развитие духа и тела, психич. и физич. воспитания.
В качестве осн. факторов воспитания С. рассматривал школу, семью и «пси-хол. медицину». Средством соединения этих факторов, по его мнению, является всестороннее изучение ребёнка.
С. активно участвовал в обществ, жизни. В 1913 был приглашён членом экспертной комиссии для участия в судебном процессе по известному «делу Бейлиса». В своём выступлении не исключил возможности ритуального характера рассматривавшегося убийства. Это выступление в социал-демокр., а впоследствии и сов. печати расценивалось как крайне реакционное, что послужило поводом для негативного отношения к С. и игнорирования его наследия в сов. истории науки.
Соч.: Сб-к науч.-лит. статей по вопросам обществ, психологии, воспитания и нервно-психической гигиены, т. 1—5, К.-Хар., 1899- 1900; Психологические основы воспитания и обучения, К., 19093; Душа ребенка.., К., 19113.
Лит. Никольская А А, Нек-рые аспекты творческого наследия И. А. Сикорско-го, в кн.: Ист. путь психологии: прошлое, настоящее, будущее, M, 1992; Черная Л. Г., Наследием А. Сикорскогоисовр. психология, там же; Никольская А. А., И. А. Сикорский. Гармония развития и воспитания, «Педагогика», 1994, № 3.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.