- СЕРОПОЛКО Степан Онисимович
(1872, Полтава, - 1959, Прага), педагог, земский деятель. Биографии, сведения о нём неполны. Окончил Моск. ун-т. Работал в Тульской, а затем в Моск. губернских земских управах. Опубликовал «Краткий обзор тридцатипятилетней деятельности Тульского губернского земства в области нар. образования» (1902). В 1912 совместно с А. М. Обуховым, Н. В. Чеховым и др. был соредактором справочно-обзорного издания «Нар. образование в земствах и городах» (1912). и справочника «Высш. крестьянская школа» (1917). Входил в комиссию по созданию Всерос. пед. об-ва, избранную 2-м Всерос. съездом представителей учительских об-в (кон. 1913 -нач. 1914). В окт. 1917 переехал в Киев, занимал ответственные должности в гор. управе по заведованию нар. образованием и в Ген. секретариате нар. образования Укр. республики. Читал лекции в киевском Фребелевском ин-те. Сотрудничал (1911—18). в рус. и укр. пед. периодике. В 1920 жил в эмиграции, сначала в Польше, а с 1924 в Чехословакии; в 1925/26 уч. году читал курс внешк. образования в Рус. пед. ин-те в Праге. После 1927 преподавал в Укр. пед. ин-те им. М. П. Драгоманова в Праге. Был пред. Укр. пед. об-ва.
Исследовал общетеоретич. и органи-зац. проблемы внешкольного образования. Из пед. учреждений этого профиля наиб. внимание С. уделял нар. б-кам. С. популяризировал мысль о том, что образованность и общая культура населения - важнейшие факторы благосостояния людей, создания демокр. обществ, строя. В развитии разл. форм образования ведущее место С. отводил нар. учителям. Во многих работах С. выступал с критикой офиц. политики в области просвещения, подавляющей обществ, инициативы.
В контексте развернувшихся дискуссий по вопросу о соотношении шк. и внешк. образования, в к-рых участвовали видные педагоги (Е. Медынский, Н. Д. Виноградов и др.), С. подчёркивал, что оба вида образования представляют собой самостоят. и равноценные части единого «психол. процесса, к-рый побуждает человека к расширению своего умственного кругозора». Оба вида имеют общую задачу - повышение культурного уровня населения.
Среди принципов внешк. образования наиб. подробно рассматривал «принцип общественности», т.е. самодеятельности населения и самоуправления. Подчёркивая важность гос. поддержки, С. указывал на опасность решающего влияния офиц. кругов на формы и содержание образования. В этой связи он критично оценивал ситуацию в Сов. России.
Вслед за Н. А. Рубакиным С. призывал широко внедрять в нар. массы книгу как важнейший источник самообразования. Высказывался против «адм. распоряжений» в библиотечном деле, против «полит., нац. и религ. тенденций» в подборе книг. В докладе на 1-м Всерос. съезде по внешк. образованию (1—7-го июня 1911). признал необходимым «повсеместное открытие в неземских губерниях обществ. содействия устройству библиотек».
Соч.: Нар. б-ки, М., 1910; Как должны быть организованы б-ки при школах взрослых, в кн.: Общее дело, в. 4, М., 1912; Внешк. образование. Сб. ст., М., 1912; Осн. вопросы внешк. образования, М., 1913; Дмитрии Иванович Тихомиров. Биографич. очерк, М., 1915; Внешк. образование. Курс лекций, Прага, 1945. П. В. Горностаев, М. Е. Голостенов.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.