- САЦ Наталия Ильинична
[14(27).8.1903, Иркутск, - 18.12.1993, Москва], режиссёр, драматург, педагог, Нар. арт. СССР. (1963). Канд. искусствоведения (1963). Родилась в семье музыкантов. Получила артистич. образование в моек. Драматич. студии им. Грибоедова (1918), окончила муз. техникум им. Скрябина (1920). С 1918 работала в театр.-муз. секции Моссовета; организовала один из первых в России постоянных дет. театров. Открывшийся в 1918 как театр петрушек, марионеток и кит. теней, он вскоре расширил репертуар балетными и драматич. постановками. В 1919—20 на его основе решением Наркомпроса создан гос. Моск. театр для детей (МТД), в к-ром С. в 1920—27 была членом дирекции, а позже худож. руководителем. На сцене организовывались также утренники и концерты с участием известных рос. музыкантов и певцов. В 1936 МТД преобразован в Центр, дет. театр (ТТТТТ). Для МТД С. написала неск. пьес, в т. ч. «Про Дзюбу» (пост. 1929). Среди режиссёрских работ С. 30-х гг. наиб. значит. ельными были «Сережа Стрельцов» (по пьесе В. Любимовой, 1935). и «Золотой ключик» (по А. Н. Толстому, 1936; премьера в ЦДТ). Одновременно в 1922—29 С. руководила школой эстетич. воспитания, где накоплен опыт по сочетанию общего образования, общетрудовой подготовки с занятиями музыкой, ритмикой, рисованием, архитектурой, сценич. мастерством.
В 1937 необоснованно репрессирована. После 1943 жила в адм. ссылке в Казахстане. В 1944—50 гл. реж. Театра для детей и юношества в Алма-Ате (совр. театр с 1995 носит имя Н. Сац). В 1950 заочно окончила ГИТИС.
С 1964 организатор, дир. и худож. рук. Моск. детского муз. театра (МДМТ; с 1987 академический, с 1994 носит имя Н. Сац). Событиями муз. жизни страны были постановки С. опер «Три Толстяка» В. Рубина (по Ю. Олеше, 1967, 1972), «Сестры» Д. Кабалевского (по роману А. Н. Толстого, 1970), «Волшебная музыка» М. Минкова (1973). и др. Ряд спектаклей и концертных программ, поставленных С. в МДМТ, отмечены Гос. (1972). и Ленинской (1982). премиями.
Разработала систему театр.-эстетич. воспитания. По С., в организации работы дет. т-ра ведущую роль играет пед. часть. Сохраняя возрастную адресную направленность каждого спектакля, репертуар как бы ведёт зрителя от дет. сказок к произведениям мировой театр, классики. Пробуждению интереса к иск-ву и его восприятию способствует.н. сама обстановка в театре, оформление его интерьеров, предшествующее представлению вступит, слово (мастером этого жанра была С.), игры и беседы с юными зрителями в фойе и др. Мн. пед. идеи С. воплощены в архитектуре здания МДМТ (постр. в 1979; С. была консультантом проекта), способствующая целостности эстетич. впечатления. При МДМТ создана дет. филармония; вокруг театра группируются мн. дет. театр, коллективы-спутники. С 1978 С. вела в ГИТИСе курс режиссёров дет. муз. театров (с 1984 проф.).
Соч.: Театр для детей, Л., 1925 (совм. с С. Розоновым); Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний, М., 1961; Всегда с тобой. Страницы жизни, М., 1965; Новеллы моей жизни, М., 1973; Жизнь - явление полосатое, М., 1991.
Лит.: Музыка. Театр. Дети. Н. Сац и её творч. деятельность, М., 1977; Викторов В., Наталия Сац и Дет. муз. театр, М., 1993. Р. Н. Сац.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.