- РЕФОРМАЦИЯ
широкое религ. -социальное движение 2-й пол 14 — сер 17 вв в Европе, направленное на кардинальное изменение изживших себя тра-диц форм религ. и церк. жизни P — один из важнейших ист.- культурных процессов, определявших динамику обществ. развития в мире Рассматриваемая в целом, P имеет сложную структуру, типологич, хронологич. и региональную специфику Разработка идеологии P связана с именами Дж Уиклифа, Я Гуса, М Лютера, У Цвингли, Ж Кальвина и их окружения.
В центре всех реформац. доктрин находится тезис о том, что «вне церкви нет спасения», и в соответствии с этим — принципиальный вопрос- «Что есть церковь9» Согласно офиц католич. теологии, церковь представляет собой непременного посредника в деле искупления и спасения, институт, включающий в себя, прежде всего, духовенство во главе с римской курией, иерархич структуру приобщения человека к Богу. Иерархия клира рассматривала себя абс авторитетом в вопросах вероучения, литургич практики, этики, демонстрируя теокра-тич тенденцию и в полит. сфере Мирянам при этом отводилась пассивная роль; индивид оставался лишь объектом деятельности церкви, к-рый мог быть уверен в индивид спасении души при условии беспрекословного послушания и исполнения норм формального благочестия (обрядоверия).
Идеологи P выдвинули принципиально иную антиавторитарную концепцию церкви, устраняющую противопоставление духовенства и мирян Всеми реформац учениями принимается теория о предестинации (предопределении), согласно к-рой подлинную «духовную» церковь образует мистическое, «невидимое» объединение «истинных христиан», предопределённых Богом к спасению. Глава этого объединения — не папа римский, а непосредственно Иисус Христос. Избранным не дано знать о своём предназначении, и в земной жизни они принадлежат к «видимой» церкви. Гл. критерием избранности у реформаторов выступает «истинная вера», т.е. глубокая, искренняя, индивидуальная набожность; её источник — исключительно «закон Божий», данный в Священном Писании. Евангельские принципы рассматриваются как основа индивидуальной этики, а также поднимаются на уровень абс. нормы; в соответствии с ней должна быть преобразована «видимая церковь», т.е. христ. общество. С этим связаны ревизия церк. традиции и её соответствия евангельской норме, утверждение необходимости проповеди Слова Божьего, права и обязанности верующих читать и изучать Писание, что потребовало перевода Библии на живые нар. языки. Констатируя упадок институциональной церкви, реформаторы пришли к убеждению в неспособности её к самореформе. Поэтому гл. роль в преобразовании религ. жизни отводилась отказу духовенства от светских функций, подчинению его контролю гос-ва, включению мирян в церк. управление.
Эти принципы отразились и в новом представлении о человеке. В новой антропологии сочетались мистицизм и рационализм, фатализм и активизм. С одной стороны, утверждалась абс. греховность человеческой природы, неспособность индивида самостоятельно достичь спасения, необходимость веры в личную богоизбранность и искупительную жертву Христа, с другой — провозглашался принцип «действенной веры», согласно к-рому личное спасение — задача самого христианина. Человек, сознательно усваивая нормы евангельской этики, способен сам организовывать рационально свою жизнь, чтобы практич. деятельностью в миру систематически испытывать свою избранность.
Библия абсолютизировалась как единств, источник откровения; соответственно решительно утверждалась тщетность человеческого познания. В этом плане реформац. мысль — отход назад по сравнению со схоластикой, располагавшей более оптимистич. гносеологич. установками. Если необходимое знание раз и навсегда дано в Писании, то вся последующая культурная традиция (в т. ч. философия, ун-ты, школы). рассматривалась как «измышление», препятствующее познанию Христа. Нач. период Р. во мн. странах сопровождался упадком школ и ун-тов, хотя это было вызвано не только теоретич. представлениями о бесполезности образования, но и общей дестабилизацией обстановки в условиях обострения религ.-полит. конфликтов.
Одновременно Р. утверждала принцип интеллектуальной и моральной автономии личности. Постулат индивидуальной веры предполагает пробуждение разума в человеке, т. к. вера сама по себе не заключает в себе никакого ручательства истинности. Библия нуждается в понимании, а для правильного понимания требуется размышление, т.е. деятельность личного разума. Реформац. мышление, т. о., логически переходило к рационализму, признанию человеческого интеллекта законополагающим во всех областях. Идеология Р. вела к освобождению и науч. поиска, приобретавшего значение богопознания.
Мировоззрению реформаторов присуща дидактич. направленность: нравств. долг людей, познавших истину, — нести её другим. Отсюда — акцентирование роли проповеди в религ. жизни. Учитывались и практич. потребности реформац. движений в 15—17 вв. Первонач. планы универсальной реформы зап. христианства реально привели к церк. расколу Европы, к образованию новых (протестантских). конфессий. Задачи их утверждения в религ.-полит. борьбе с католицизмом и преодоления внутр. опасности (дробления на секты и вульгаризации доктрины на уровне массового сознания). требовали создания не только особой церк. организации и социально-полит. институтов, но и новой системы образования, своих школ и ун-тов. В отд. странах этот процесс имел свою специфику.
В Чехии до нач. Р. (15 в.). существовала плотная сеть гор. латинских школ (партикулярных). В ходе гуситской революции большинство их пришло в упадок, а сохранившиеся функционировали в качестве низших чеш. школ. Во 2-й пол. 15 — нач. 16 вв. на территориях, контролировавшихся утраквистами (утраквизм
- официально признанное умеренное течение в чеш. Р.), лат. школы были восстановлены, а также созданы новые. Эти школы находились под прямой юрисдикцией Пражского ун-та (ректор назначал туда подготовленных учителей из числа бакалавров свободных иск-в), в них шла перестройка образования на гуманистич. началах (гуманизм проникал в Чехию отчасти непосредственно из Италии, но преим. из Германии в протестантской обработке). В рамках радикального крыла чеш. Р.
— Общины чеш. братьев — развился особый тип школы, традиции к-рой получили наиб. яркое выражение в пед. системе Я. А. Каменского. Братская школа на всех этапах была инструментом реализации идеала взаимного воспитания в рамках общины, к-рая рассматривалась как образец истинной «церкви Христовой». Особый акцент делался на обучении на родном языке, в развитие и обогащение к-рого Чеш. братья внесли огромный вклад.
В 16 в. гл. очагом развития протестантской педагогики стала Германия. Общая концепция новой школы как инстру — мента преобразования общества на еван-гелич. началах была сформулирована М. Лютером. Её осн. положения: организация системы образования и воспитания — важнейшая задача светской власти; финансирование уч. заведений и б-к из средств, полученных в результате секуляризации церк. имущества; демократизация школы, всеобщее нач. обучение; гл. цель ср. школы — подготовка протестантского духовенства и специалистов для сферы гос. управления и х-ва. Гл. заслуга в подготовке гуманистич. реформы содержания шк. и университетского образования принадлежала Ф. Меланхтону.
Школы, работавшие по его Саксонскому плану, вскоре развились в гимназии. Теоретик гимназич. образования И. Штурм стал создателем системы шк. обучения с 10-летним курсом. В развитии этих идей возникла классич. гимназия, просуществовавшая до 19 в. В. Тротцендорф впервые организовал в гимназии с 8-летним курсом ученическое самоуправление.
Протестантская педагогика развивалась и в регионах кальвинистской Р. (Швейцария, Франция, Англия), но в основном по герм, образцам. Одним из первых педагогов-кальвинистов был Матюрен Кордье, основавший во Франции свой коллеж. Франц. яз. изучался в нём наряду с латинским, греческому уделялось миним. внимание, но широко вводились матем. предметы. В пуританских кругах Англии (пуританизм — радикальная версия учения Ж. Кальвина). была создана широкая система школ «паблик скула».
В эпоху Р. существенные изменения претерпела и система высш. образования (прежде всего в Германии). В сер. 15 — кон. 17 вв. появились территориально-конфессиональные университеты, в к-рых получила развитие система постоянных, оплачиваемых гос-вом лекций, — прообраз будущих кафедр и профессур. Ф-ты свободных иск-в, всё более освобождаясь от задач шк. преподавания и функций посреднич. звена между гимназич. и высшим образованием, превращалась в самостоятельные философские, оказавшие значит. влияние на становление науч. преподавания в вузах.
Европ. Р. таким образом создала свою систему образования, хотя школа служила орудием конфессионально-полит. борьбы и идеологич. контроля интеллектуальной жизни. Система сыграла важную роль в демократизации и секуляризации образования, в распространении просвещения. Протестантская часть Зап. Европы в области образования и культуры стала опережать католическую.
Лит.: Паульсен Ф., Герм, ун-ты, пер. снем., СПБ, 1904; его ж е, Ист. очерк развития образования в Германии, пер. с нем., М., 1908; Очерки истории школы и педагогики за рубежом, ч. I, М., 1988; Савина С. Л., Политика Реформации в области образования, в кн.: Гуманистич. мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени, М., 1990; Winter Z., Zivot a ucenf na parti-kularnich akolach v Cechach v XV. a XVI. stoletf, Praha, 1901; Мег t z L., Das Schulwesen der deutschen Reformation im 16. Jahrhundert, Hdlb., 1902; Molnar A., Ceskobratzka vychovapfed Komenskym, Praha, 1956, M e n z e l R Die Anfange der Volksschule in Deutschland, B, 1958
А. В. Рандин.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.