- РАДЛИНЬСКАЯ Хелена
(псевд. — О p III а). (12.3.1876, Варшава, — 10.10.1954, там же), польск. педагог и обществ, деятель. После окончания жен. гимназии (1902). работала учительницей в ср. школе, после окончания Ягеллон-ского ун-та (1911). — в Нар. ун-те им. А. Мицкевича в Кракове. После 1-й мировой войны руководила культ.-просвет, работой в крестьянских кружках, редактировала «Rocznik Pedagogiczny» («Пед. ежегодник»). С 1925 преподавала в Свободном польск. ун-те (в 1927—39 проф.), где руководила Студией обществ.-просвет, работы, готовившей работников внешкольного воспитания и библиотекарей.
Осн. область науч. интересов Р. — обществ, педагогика, в к-рой она выделяла историю просветит, работы, теорию образования взрослых и самообразование. Предметом социальной педагогики считала взаимодействие влияния среды и преобразующих эту среду сил человека, зависимость жизненных путей человека и человеческих судеб от факторов среды и т. д. Воспитание рассматривала как интегральный процесс, обусловленный факторами быта и культуры и способный изменить общество.
Взгляды Р. оказали влияние на развитие в Польше теории внешк. работы и педагогики взрослых, на совершенствование программ подготовки учителей.
Соч.: Stosunek wychowawczy do srodowiska spotecznego. Szkice z pedagogiki spotecznej, Warsz., 1935; Spofeczne przyczyny powodzen i niepowodzen szkolnych. Prace z pedagogiki spotecznej, Warsz., 1937 (red.); Pedagogika spote-czna, Wroctew — Krakow, 1961.
Лит.: С h m a j L., Prady i kierunki w peda-gogice XX wieku, [Warsz.], 1962; Historia wycho-wania: wiek XX, pod red. J. Miaso, t. l—2, Warsz., 1980. А. К. Савина.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.