- РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ
рабфаки, в СССР. общеобразоват. уч. заведения (или их подразделения). для подготовки в вузы рабочих и крестьян, не имевших ранее возможности получить ср. образование. Создание Р. ф. было связано с регулированием приёма в вузы по классовому составу и задачами формирования интеллигенции из рабочих и крестьян. Декретом СНК РСФСР. от 2 авг. 1918 было предоставлено рабочим и крестьянам право поступать в любое высш. уч. заведение без документа об окончании ср. или к.-л. школы. Но уровень общеобразоват. подготовки мн. студентов оказался недостаточным для продолжения учения. В янв. 1919 было принято постановление об открытии в Москве при вузах, школах и в качестве самостоят. учреждений подготовит, курсов для рабочих и крестьян. Из этих курсов выросли Р. ф.
Первые учреждения типа Р. ф. возникли в 1919 при быв. Коммерч. ин-те (ныне Рос. экон. академия им. Г. В. Плеханова). и др. вузах Москвы. Система Р. ф. была законодательно оформлена декретом СНК РСФСР. «О рабочих факультетах» от 17 сент. 1920. На Р. ф. принимались трудящиеся в возрасте от 16 лет по командировкам предприятий, гос. и обществ, орг-ций. Слушатели дневных Р. ф. обеспечивались гос. стипендиями и пользовались правами наравне со студентами вузов. Обучение приравнивалось к работе на произ-ве. Окончившие Р. ф. переводились в высш. уч. заведения без вступит, экзаменов.
В 1921/22 уч. г. на дневных Р. ф. был установлен 3-летний срок обучения, на вечерних — 4-летний (3 года вечерних занятий без отрыва студентов от произ-ва — 20 уч. часов в неделю, 4-й год с отрывом — 30—32 уч. часа в неделю). Уч. планы и программы Р. ф. в основном соответствовали ср. школе. В 1925/26 уч. г. ок. 40% мест при приёме в вузы занимали окончившие Р. ф. До 1924 представители нац. меньшинств обучались преим. в Р. ф. Москвы, Ленинграда. Во 2-й пол. 20-х гг. стали открываться нац. Р. ф. и отделения при общих Р. ф. с преподаванием на родных языках учащихся в нац. р-нах.
Уч. планы и программы Р. ф. определялись предварит, подготовкой поступающих и требованиями вузов. С учётом низкого уровня знаний большинства рабфаковцев уч. программы Р. ф. наряду с предметами, необходимыми для обучения в вузах, включали общеобразоват. минимум. В целом качество подготовки на Р. ф. носило противоречивый характер. Мн. выпускники Р. ф. в вузах отличались более высокой успеваемостью, чем окончившие общеобразоват. школы, в то же время нек-рые рабфаковцы не усваивали за срок обучения на Р. ф. знаний, достаточных для получения высш. образования.
В 1932/33 уч. г. в стране насчитывалось 1025 Р. ф. (ок. 340 тыс. чел.). Во 2-й пол. 30-х гг. в связи с развитием в стране ср. образования Р. ф. утратили своё значение и были упразднены.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.