ПАРКЕР Франсис Уэйленд

ПАРКЕР Франсис Уэйленд

(9.10.1837, Бедфорд, шт. Нью-Хэмпшир, — 2.3.1902, Пасс-Кристиан, шт. Миссисипи), амер. педагог. С 16 лет работал учителем сел. нач. школы. В 186165 участвовал в гражд. войне на стороне северян. В 186571 был директором школ в Манчестере (Нью-Хэмпшир) и Дейтоне (Огайо), где отказался от жёсткой дисциплины, наказаний, не поощрял соперничество между учениками. В 187275 изучал философию, педагогику и психологию в Европе. Значит. влияние на пед. взгляды и деятельность П. оказало наследие И. Г. Песталоцци, идеи И. Ф. Гербарта. После возвращения из-за границы П. был избран суперинтендентом округа г. Куинси (Массачусетс). Деятельность его на этом посту (187580) получила широкую известность. П. повёл борьбу с формализмом в обучении, поставил перед школой задачи сделать ребёнка центром пед. процесса и связать содержание уч. предметов так, чтобы усилить их жизненное значение для детей, ввёл в программу естеств. науки. Свои идеи П. развивал в дальнейшей работе в качестве инспектора школ округа Кук в Чикаго (188083), а также (в 188389) на посту директора 8-летней нач. нормальной школы этого округа. При школе имелись б-ка, типография, где печатались уч. материалы, уч. мастерские, опытнический с.-х. участок, дет. сад. П. отказался от жёсткой регламентации шк. обучения, использовал элементы комплексного содержания обучения. Орфография, чтение, чистописание изучались в процессе придумывания детьми и печатания рассказов в «Листках для чтения», естествознание, географияво время прогулок по окрестностям и экскурсий. Изучение естествознания связывалось с занятиями языком и изобразит, иск-вом, математикис лабораторными работами, ручным трудом (вязание, плетение, гончарное и переплётное дело, садоводство, кулинария). Музыка и драма, гигиена и физич. воспитание рассматривались как средство самовыражения детей. Важную роль в деятельности П. занимала работа с учителями на регулярных конференциях.

В 1899 П. стал директором Чикагского пед. ин-та, представлявшего собой эксперим. пед. центр. к-рый в 1901 влился в пед. ф-т Чикагского ун-та. Руководимая П. нормальная школа стала своеобразной лабораторией при Чикагском ун-те; её деятельностью впоследствии руководил Дж. Дьюи, испытавший сильное влияние идей П.

П. считал центр. задачей воспитания правильное развитие в каждом ребёнке «внутр. движущих сил», творческих способностей, фантазии. Как демократ и республиканец, П. был сторонником независимости школы от гос-ва, рассматривал её как «образец семьи, общину и зародыш демократии», считая свободное и полноценное развитие индивидуума залогом демократизации общества. Дж. Дьюи назвал его «отцом прогрессивного воспитания». Деятельность и идеи П. оказали Значит. воздействие на развитие педагогики в США.

Соч.: Talks on pedagogics. An outline of the theory of concentration, N. Y. — Chicago, 1894;

The Quincy method, «The American Journal of Sociology», 1900, v. 6, № l, p. 11420.

Лит.: Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до второй мировой войны, М., 1972, с. 8992; Dewey J., [In memoriam: Colonel F. W. Parker], «Elementary School Tea-cher», 1902, v. 2, June, p. 70408; D a n g l e r E., From Quncy to ChicagoThe American Comenius, «Harvard Educational Review», 1943, v. 13, p. 1964; Cremin L. A., Thetransfor-mation of the school, N. Y., 1961; Campbell J. K., Colonel F. W. Parker. The childrens crusa-der, N. Y., [1967]. M. В. Кларин.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ПАРКЕР Франсис Уэйленд" в других словарях:

  • Паркер (Parker), Франсис Уэйленд — (1837 1902)     американский педагог. С 16 лет преподавал в сельской начальной школе. В 1865 71 директор школ в Манчестере и Дейтоне. В 1875 80 суперинтендант округа г. Куинси (штат Массачусетс). В своей педагогической деятельности боролся с… …   Педагогический терминологический словарь

  • ПАРКЕР — (Parker) Франсис Уэйленд (9.10.1837, Бедфорд, шт. Нью Хэмпшир, 2.3.1902, Пасс Кристиан, шт. Миссисипи), амер. педагог. С 16 лет работал учителем сел. нач. школы. В 1861 65 участвовал в гражд. войне на стороне северян. В 1865 71 был директором… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
https://pedagogicheskaya.academic.ru/2706/%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%9A%D0%95%D0%A0_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81_%D0%A3%D1%8D%D0%B9%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4 Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»