- ОСТРОГОРСКИЙ Виктор Петрович
[16(28).2.1840, Петербург, — 31.3(13 4). 1902, В ал дай, ныне Новгородской обл.], педагог, литератор, обществ. деятель. Ученик В. Я. Стоюнина. Окончил филол. ф-т Петерб. ун-та (1862). Пед.деятельность начал в студенч. годы в Василеостровском бесплатном уч-ще. Преподавал словесность, историю рус. и всеобщей лит-ры, читал курс выразит, чтения в уч. заведениях Петербурга. О — автор лит.-критич. и биографич. работ, посвященных творчеству рус. писателей, статей и книг общепед, метод. и мемуарного характера, пьес, рассказов для детей; редактор журн «Детское чтение» (1877—84), «Дело» (1883—84), «Воспитание и обучение» (1885), «Мир Божий» (1892—1902). Вел популяризаторскую работу, выступая с лекциями и уч. курсами по лит-ре и иск-ву в пользу Подвижного музея уч. пособий, об— в грамотности, бесплатной двухклассной школы, созданной на его средства в Валдае (1896), и др., на земских учительских курсах читал историю лит-ры и курс выразит, чтения.
Сторонник демокр. идеалов «шестидесятников» 19 в. старался воплощать в жизнь идеи Н И. Пирогова и К. Д. Ушинского, В. И. Водовозова и Стоюнина. Рассматривал образование и воспитание как единый процесс, особое внимание уделял этико-эстетич. воспитанию, видел в нем могуществ. фактор гражд. воспитания. Средствами эстетич. воспитания, в число к-рых наряду с лит-рой и иск-вом включал и воздействие природы, окружающей среды, взаимоотношений между людьми, О. призывал воспитывать у детей стремление к добру и правде, к служению своему народу. Выделяя роль семьи в раннем эстетич. развитии ребенка, О. считал, что гл. заботой родителей должна стать высокая духовность семейной атмосферы, нравств. связь между членами семьи. Осн. роль в семейном воспитании отводил матери и в связи с этим особое внимание обращал на необходимость разностороннего образования и эстетич. подготовки женщин.
Разработал курс шк. лит. образования, гл. цель к-рого видел в воздействии на духовный мир ребенка средствами самой лит-ры. Первым в России О. разработал методику организации эмоционально-образного восприятия лит-ры, выделив два пути воздействия на это восприятие — ученич. чтение, воспитывающее любовь к книге и потребность в чтении, и использование специфич. форм работы (выразит, чтение самого учителя, обучение выразит, чтению школьников, «словесное рисование» и др.) —
Соч: Письма об эстетич. воспитании, M, Этюды о рус. писателях, кн 1—5, СПБ, 1903—11; Из мира великих преданий, СПБ, Краткий учебник теории поэзии, СПБ, Беседы о преподавании словесности, СПБ, Рус. писатели как воспитательно-образоват.материал для занятий с детьми и для чтения народу, СПБ, Хорошие люди, M, Из истории моего учительства, СПБ, Двадцать биографий образцовых рус. писателей, M, Выразительное чтение, M, 1916«, Родные поэты, M
Лит. ГречишниковаА Д, ВИ Водовозов и В II Острогорский, M, 1941, Парилов И Г, Жизнь и пед.деятельность В II Острогорского, «Уч зап Новосиб пед.ин-та», 1946, в 2, его же, Метод наследство В II Острогорского, там же, 1945, в 1, РотковичЯ А, ВП Острогорский и метод жизнь России 70—80-х гг. XIX в, «Уч зап Куйбышевского пед.ин-та», 1958, в 19, Салтыкова M Н, ВП Острогорский, в кн. Рус. учитель, M, 1959, С и л —чевский Д П, Литературная деятельность В II Острогорского (Библиографич. материалы), «Мир Божий», 1902, № 5
M В Михайлова
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.